Субъекты жилищного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Содержание

1. Субъекты жилищного права. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособ-ность...........................................................................................3
2. Граждане (физические лица) как субъекты жилищного права. Правоспособность и дееспособность граждан. Особенности регулирования жилищных правоотношений с участием несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граж-дан.............................................................................4
3. Юридические лица как субъекты жилищного права. Правоспособ-ность и дееспособность юридических лиц....................................................................11
4. Российская Федерация, субъект Российской Федерации как субъекты жилищного права. Компетенция органов государственной власти РФ и субъекта РФ в области жилищных правоотноше-ний................................................13
5. Органы местного самоуправления как субъект жилищного права. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных правоотноше-ний..................................................................................................................19
Список использованной литерату-ры...................................................................21

Работа содержит 1 файл

жилищное право.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

При этом существует еще одно важное положение. Предусмотрены  основания для досрочного прекращения права пользования бывшим членом семьи собственника жилым помещением:

1) если право  собственности на жилое помещение  собственника будет прекращено, даже если установленный судом срок проживания бывшего члена семьи не истек, его право пользования жилым помещением прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение собственника;

2) если отпали  обстоятельства, послужившие основанием  для сохранения такого права.

Данные правовые последствия возможны только на основании  решения суда.

Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Если между собственником жилого помещения и гражданином, пользующимся жилым помещением, заключено урегулированное соглашение, в котором определены их взаимные права, обязанности и ответственность за нарушение условий соглашения, их отношения в последующем строятся и подлежат регулированию на основании указанного соглашения в соответствии с его условиями.

Когда у гражданина прекращается право пользования  жилым помещением (основания для этого должны быть предусмотрены ЖК РФ, в частности, данное положение распространяется на бывших членов семьи собственника жилого помещения), он обязан освободить соответствующее жилое помещение и тем самым прекратить пользование им. Срок для освобождения вправе назначить собственник помещения.

В том случае, если указанный гражданин не выполняет указанное требование ст. 35 ЖК РФ, он подлежит выселению по требованию собственника на основании соответствующего решения суда.

Когда действия указанного гражданина влекут за собой  разрушение жилого помещения, его собственник также вправе назначить данному гражданину разумный срок для проведения ремонта жилого помещения на основании ст. ст. 35, 79 ЖК РФ.

Если указанный  гражданин даже после предупреждения его собственником продолжает нарушать права и законные интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, а также если он без уважительных причин не проведет необходимый ремонт, собственник жилого помещения вправе потребовать выселения по решению суда.

 

 

 

Юридические лица как субъекты жилищного права.

 Правоспособность и дееспособность юридических лиц.

 

Юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Правоспособность  юридического лица это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Она возникает у юридического лица в момент его создания (п. 3 ст. 45 ГК), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 47 ГК).

Пределы правоспособности юридического лица определены п. 1 ст. 45 ГК: «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». В юридической литературе правоспособность юридического лица именуют специальной правоспособностью, поскольку ее пределы ограничены учредительными документами, определяющими цели, а во многих случаях и предмет деятельности юридического лица.

Гражданская дееспособность (способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности) юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Она осуществляется его органами, действующими в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению) (п. 1 ст. 49 ГК).

В предусмотренных  законом случаях юридическое  лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Например, каждый участник полного товарищества и каждый полный товарищ в коммандитном товариществе может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п. 1 ст. 69, п. 1 ст. 83 ГК).

Органы  юридического лица действуют от его  имени без доверенности.

Лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 49 ГК).

Орган юридического лица должен действовать  в пределах его компетенции. Действия органа юридического лица, совершенные им за пределами его компетенции, не порождают для юридического лица прав и обязанностей. Ответственность за их совершение несут физические лица, являющиеся органом юридического лица, как самостоятельные субъекты гражданского права.

От  осуществления право- и дееспособности органами юридического лица следует отличать действия работников юридического лица по обеспечению функционирования соответствующей организации. Действия любого работника юридического лица в процессе выполнения им своих трудовых (служебных) обязанностей признаются действиями самого юридического лица. Это правило, установленное судебной практикой, теперь получило закрепление в законе. «Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательства» (ст. 373 ГК).

 

 

 

Российская Федерация, субъект Российской Федерации как  субъекты жилищного права. Компетенция органов государственной власти РФ и субъекта РФ в области жилищных правоотношений.

 

Российская  Федерация. Согласно ст. 1 Конституции  РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

 В соответствии  с Конституцией РФ Государственную  власть в стране осуществляют  Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Именно Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, структура федеральных органов которой утверждена Указом Президента РФ N 649. В нее входят:

1) федеральные  министерства, федеральные службы  и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В качестве примера можно привести Федеральную регистрационную службу, действующую на основании Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315. В соответствии с указанным Положением Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является, в частности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одной из задач Росрегистрации в сфере рассматриваемых полномочий является обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Компетенция Росрегистрации состоит в осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, по координации работы по созданию органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по осуществлению правового контроля за их деятельностью; а также по обеспечению соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по созданию и функционированию системы ведения указанного реестра в электронном виде;

2) федеральные  министерства, руководство которыми  осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Одним из федеральных органов власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере жилищных отношений, является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Оно находится в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации. Основными функциями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству являются, в частности, применительно к проблемам жилищных отношений оказание неопределенному кругу лиц имеющих исключительную общественную значимость услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе связанных с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период;

3) федеральные  службы и федеральные агентства,  руководство которыми осуществляет  Правительство РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" на указанную Федеральную службу предусматривается возложение полномочий по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.

 

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной  власти. Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 72 Конституции  РФ относит жилищное законодательство в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов  государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся:

 

1) определение  порядка государственного учета  жилищных фондов. В настоящее время данный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ путем принятия Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Полномочия по проведению государственного учета возложены согласно ЖК РФ на органы государственной власти субъектов РФ;

2) установление  требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

3) определение  оснований признания малоимущих  граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение  порядка предоставления малоимущим  гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

5) определение  иных категорий граждан в целях  предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;

 

6) определение  порядка предоставления жилых  помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом;

7) определение  оснований предоставления жилых  помещений по договорам найма  специализированных жилых помещений  государственного и муниципального жилищных фондов;

8) определение  порядка организации и деятельности  жилищных и жилищно-строительных  кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

9) определение  порядка организации и деятельности  товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;

10) определение  условий и порядка переустройства  и перепланировки жилых помещений;

11) определение  оснований и порядка признания  жилых помещений непригодными для проживания;

12) признание  в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;

13) установление  правил пользования жилыми помещениями;

14) определение  оснований, порядка и условий  выселения граждан из жилых  помещений;

15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

16) установление  структуры платы за жилое помещение  и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;

17) осуществление  контроля за использованием и  сохранностью жилищного фонда  Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

 

18) иные вопросы,  отнесенные к компетенции органов  государственной власти РФ в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами.

Информация о работе Субъекты жилищного права