Столыпинская земельная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:12, реферат

Описание работы

На стыке 19 и 20 веков общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие страны называли «молодыми хищниками». В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.
Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа; она оказывала помощь, делилась опытом, а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъёма 90х годов, Россия пережила тяжёлый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов.
Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы влияния в мире, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго эшелона.

Содержание

1. Экономическая ситуация в России на рубеже веков и основные идеи столыпинской реформы. 2
2. Реализация Столыпинской земельной реформы 6
2.1 Разрушение общины и развитие частной собственности. 6
2.2 Деятельность Крестьянского банка. 11
2.3 Переселение крестьян в Сибирь. 12
2.4 Агрокультурные мероприятия. 14
3. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы. 15
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 42.00 Кб (Скачать)

      После выхода крестьян на отруба или хутора прежняя “страховка” от неурожая исчезала. Теперь всего один засушливый или чересчур дождливый год мог  принести нищету и голод. Чтобы подобные опасения у крестьян исчезли, выходящим  из общины стали нарезать лучшие земли. Естественно, это вызывало возмущение остальных общинников. Между теми и другими быстро нарастала враждебность. Число вышедших из общины стало постепенно уменьшаться.

      Образование хуторов и отрубов даже несколько  притормаживалось  ради  другой цели - укрепления надельной земли в  личную собственность. Каждый член общины мог заявить о своем выходе из нее и закрепить за собой  свой чересполосный надел, который  община отныне не могла ни уменьшить, ни передвинуть.

      Зато  владелец мог продать свой укрепленный  надел даже постороннему для общины лицу.  С агротехнической точки  зрения такое  новшество не могло  принести много пользы (надел как  был чересполосным, так и оставался), но оно было способно сильно нарушить единство крестьянского мира,  внести раскол в общину. Предполагалось, что всякий домохозяин, потерявший в своей  семье несколько душ и со страхом ожидающий очередного передела,  непременно ухватится за возможность оставить за собой  в  неприкосновенности  весь  свой  надел.

      В 1907  -  1915  гг.  о  выделении  из  общины  заявило  25% домохозяев,  а  действительно  выделилось  20%  -   2008,4   тыс. домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их  имелось  уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон  от  14  июня  1910  года  счел излишним  выход  из  общины многих крестьян, лишь   формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети  от всех общинных дворов.

      Третьеиюньский  государственный переворот коренным образом  изменил обстановку в  стране.  Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой "прирезке". Темпы  реализации указа 9 ноября 1906 г.  резко  возросли.  В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило  полмиллиона.  В 1909 г. был достигнут  рекордный показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Но с  1910 г.  темпы  укрепления  стали снижаться.  Искусственные  меры, введенные в закон 14 июня 1910г., не выправили кривую. Численность  выделяющихся  из общины крестьян стабилизировалась  только после выхода закона 29 мая 1911 г.  "О  землеустройстве".  Однако  вновь  приблизиться  к  наивысшим показателям 1908-1909 гг. так  и не удалось.

      19 марта 1909 г.  Комитет по  землеустроительным  делам утвердил "Временные правила  о землеустройстве целых сельских  обществ".  С этого времени  местные землеустроительные органы  все  более ориентировались  на разверстание наделов целых  деревень.  В новой инструкции,  изданной в 1910 г., особо подчеркивалось:  "Конечною  целью землеустройства  является разверстание всею надела; поэтому при производстве работ  по выделам надлежит стремиться  к тому,  чтобы эти работы  охватили возможно большую площадь устраиваемого надела..." При  назначении работ на очередь первыми должны были идти дела по разверстанию всего надела, затем - по групповым выделам и только после них - по одиночным.  Практически, при нехватке землемеров,  это означало прекращение одиночных выделов.  Действительно, крепкий хозяин долго мог ожидать, пока в соседней деревне не выгонят на отруба всех бедняков.

      29 мая 1911 г.  был издан закон  "О землеустройстве".  В него  вошли основные положения инструкций 1909-1910 гг. новый закон устанавливал, что для перехода к отрубному  и хуторскому хозяйству отныне  не требуется предварительного  укрепления надельных земель  в личную собственность. С этого  времени чересполосное укрепление  утратило  прежнее  значение.

      Практика  реформы  показала,  что крестьянство в своей массе было настроено  против выдела из общины -  по  крайней  мере  в  большинстве местностей. Обследование  настроений крестьян Вольно-экономическим обществом  показало,  что в центральных  губерниях крестьяне  отрицательно относились к  выделу из общины (89 отрицательных  показателей в анкетах против 7 положительных).  Многие крестьянские  корреспонденты  писали,

что указ 9 ноября преследует цель разорить массу  крестьян, чтобы нажились на этом немногие.

      В сложившейся обстановке для  правительства  единственным путем проведения реформы  был путь насилия над основной  крестьянской  массой. Конкретные способы  насилия  были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским  начальником до вынесения постановлений  уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы  для  получения  "согласия" сходов до высылки противников  выдела.

     2.2 Деятельность Крестьянского банка.  

      В 1906-1907 гг. указами царя некоторая  часть государственных  и удельных земель  была передана Крестьянскому  банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной  тесноты.

      Противники  столыпинской земельной реформы  говорили, что она проводится по принципу: “Богатым прибавится, у бедных отнимется”. По замыслу сторонников  реформы крестьяне-собственники должны были увеличивать свои наделы не только за счет сельской бедноты. В этом им помогал Крестьянский поземельный  банк, скупавший земли у помещиков  и мелкими участками продававший  их крестьянам.  Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под  залог  любой приобретаемой крестьянами  надельной  земли.  Развитие  различных форм  кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации   рыночных отношений в деревне. Но на деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими  таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства, так как купить землю даже через банк, с выплатой в рассрочку, могли себе позволить только зажиточные крестьяне.

      Многие  дворяне, обедневшие или обеспокоенные  крестьянскими беспорядками, охотно продавали свои земли. Вдохновитель реформы Петр Столыпин, чтобы подать пример, сам продал одно из своих  имений. Таким образом, банк выступал посредником между продавцами земли - дворянами и ее покупателями - крестьянами.

      Банк  активно  воздействовал  на  формы  землевладения:  для крестьян,  приобретавших  землю  в   единоличную   собственность, платежи снижались. В итоге, если  до  1906  года  основную  массу покупателей земли  составляли крестьянские коллективы, то  к  1913 году 79,7% покупателей  были единоличными крестьянами2.

      Масштаб операций Крестьянского поземельного  банка в 1905-1907 гг. по закупке земли  возрос почти в три раза.  Многие помещики  спешили расстаться со своими имениями.  В 1905-1907 гг.  банк скупил свыше 2,7 млн.  дес. земли. В  его распоряжение перешли государственные  и удельные земли. Между тем крестьяне, рассчитывая на ликвидацию помещичьего  землевладения в ближайшем будущем, не очень охотно делали покупки. С  ноября 1905 г. по начало мая 1907 г.  банк продал всего около 170 тыс. дес. В  его руках оказалось очень  много земли, к хозяйственному управлению которой он не был приспособлен,  и мало денег.  Для поддержки  его правительство использовало даже накопления пенсионных касс.

      Только после окончания революции  аграрная реформа пошла быстрее.  Прежде всего правительство предприняло  энергичные  действия  по ликвидации  земельных запасов Крестьянского  банка.  13 июня 1907 г.  этот вопрос  разбирался в Совете министров,  было решено образовать на  местах временные отделения Совета  банка,  передав им ряд важных  полномочий.

      Отчасти в результате принятых  мер,  а  также вследствие  изменения  общей  обстановки  в  стране  дела  у Крестьянского банка  пошли лучше.  Всего за 1907-1915  гг.  из фонда банка было продано 3909 тыс. дес., разделенных примерно на 280 тыс.  хуторских и отрубных участков.  До  1911  г. объем  продаж  ежегодно возрастал,  а затем начал снижаться.

      Это объяснялось, во-первых, тем, что в  ходе реализации указа 9  ноября 1906 г.  на рынок было выкинуто большое количество дешевой надельной "крестьянской" земли,  а  во-вторых,  тем, что  с окончанием революции помещики резко сократили продажу своих  земель.  Оказалось,  что подавление революции в  конце концов не пошло  на пользу созданию хуторов и отрубов  на банковских землях

     2.3 Переселение крестьян в Сибирь.   

      Правительство Столыпина провело и серию  новых законов о переселении  крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены  уже в законе 6 июня 1904 года.  Этот закон вводил свободу переселения без льгот,  а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо  желательным".

      Впервые закон по льготному переселению  был применен в 1905 году:  правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

      Массовое  переселение крестьян на восточные  окраины страны было одним из важнейших  направлений реформы. Тем самым  уменьшалась “земельная теснота” в европейской части России, “выпускался  пар” недовольства.

      По  указу 10 марта 1906 года право переселения  крестьян  было предоставлено  всем  желающим  без ограничений.   Правительство ассигновало   немалые   средства   на   расходы   по   устройству переселенцев на новых местах, на их  медицинское  обслуживание  и общественные нужды,  на прокладку дорог. В 1906-1913 годах  за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

      За 11 лет реформы на свободные земли  Сибири и Средней Азии переселилось свыше 3 млн. человек. В 1908 году число  переселенцев было наибольшим за все  годы реформы и составило 665 тыс. человек.

      Однако  масштабы  данного  мероприятия  обусловили и трудности в его  осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых  земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом  месте. Количество  крестьян, не  сумевших  приспособиться  к  новым  условиям  и   вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего таким образом вернулось  около 550 тыс.человек.

      Итоги переселенческой  компании были следующими.  Во-первых, за данный период был осуществлен  громадный скачок в экономическом  и социальном развитии Сибири. Также  население данного региона  за годы колонизации увеличилось  на  153%.  Если  до  переселения  в  Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за  1906-1913 годы они были расширены на 80%, в  то  время  как  в  европейской части России на 6,2%. По темпам  развития  животноводства  Сибирь также обгоняла европейскую  часть России3.

   2.4 Агрокультурные мероприятия.

      Одним  из  главных  препятствий на пути экономического прогресса деревни  являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства  производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы  крестьянам  оказывалась широкомасштабная      агроэкономическая  помощь. Специально создавались  агропромышленные  службы для крестьян, которые организовывали  учебные  курсы  по   скотоводству   и   молочному производству,  демократизации  и  внедрению  прогрессивных форм сельскохозяйственного  производства. Много  внимания  уделялось  и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных  курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912  году  -  58  тысяч,  а  на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч  и 1046 тысяч человек.

      В настоящее время сложилось  мнение,  что  аграрные  реформы Столыпина  привели  к  концентрации  земельного  фонда  в   руках немногочисленной богатой прослойки в  результате  обезземеливания основной массы  крестьян. Действительность  показывает  обратное  - увеличение  удельного  веса  "средних   слоев"   в   крестьянском землепользовании. Это  хорошо  видно  из  данных,  приведенных  в таблице. В период реформы  крестьяне  активно  покупали  землю  и увеличивали свой земельный фонд ежегодно на 2 млн. десятин. Также крестьянское землепользование существенно увеличивалось  за  счет аренды помещичьих и казенных земель.

3. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы.

      Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г.  из общины в  чересполосное  укрепление  вышло  2 млн.  домохозяев.  Им принадлежало 14,1 млн.  дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспредельных  общинах,  получили  удостоверительные  акты на 2,8 млн.дес. 1,3 млн.  домохозяев перешли к хуторскому и  отрубному  владению (12,7 млн.  дес.).  Кроме  того, на банковских землях образовалось 280 тыс.  хуторских и  отрубных  хозяйств - это особый счет.  Но и  другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать,  поскольку  некоторые домохозяева,  укрепив  наделы, выходили потом на хутора и  отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам,  всего  из общины вышло около 3 млн.  домохозяев,  что составляет  несколько меньше третьей части общей их численности  в тех губерниях,  где проводилась  реформа.  Впрочем,  как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22 %  земель.  Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть  вернулась в общинный котел4.

Информация о работе Столыпинская земельная реформа