Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "Земельное право".

Работа содержит 1 файл

ЗМ.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

вещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми-

ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного

специальногоназначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

Во-вторых, объектом реальных земельных правоотношений выс-

тупают земельный участок, доля в праве общей собственности на зе-

мельный участки либо часть земельного участка.

Земельный участок – этоюридически и физически индивидуаль-

но обособленная часть земель, на который распространяются права и

обязанности конкретных субъектов.

Земельный участок (ст. 6 ЗК РФ) – часть поверхности земли (в

том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостовере-

ны в установленном порядке. Земельный участок может быть дели-

мым и неделимым.

В-третьих, земля юридически является также недвижимым иму-

ществом. При совершении действий с землей как недвижимым иму-

ществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный

участок либо доля в праве общей собственности из земель с\х назначения, а юридические права на них.

8.                  Виды вещных прав на земельные участки.

Как известно, в гражданском праве гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в земельном праве — одна из правовых форм реализации отношений земельной собственно­сти. Их обладателю они предоставляют возможность непосредствен­но осуществить воздействие на земельный участок путем господства над ним.В Земельном кодексе РФ закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:
постоянное пользование земельными участками;
пожизненное наследуемое владение земельными участками;
аренда земельных участков;
право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
безвозмездное срочное пользование земельными участками.
Основное назначение названных вещных право обеспечение доступа к использованию имущества лицами, не являющимися его собственниками. Особенность указанных вещных прав на чужое имущество - будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возникая по воле собственника, они имеют самостоятельное параллельное с правом собственности существование. Вещное право следует за вещью, а не за лицом, поэтому смена собственника вещи сама по себе не влечет прекращения иного вещного права на нее. Существовавшие до принятия Земельного кодекса РФ и не соответствующие его положениям права на земельные участки (право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.) в соответствии со СТ. 3 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса РФ., в целях упорядочения видов прав на землю, подлежат переоформлению со дня введения Кодекса в действие. Права и обязанности пользователей земельными участками, находящимися в собственности граждан юридических лиц, в законе не урегулированы. Однако, а основе логического толкования соответствующих статей Земельного кодекса можно сделать вывод, что аналогичными правами и обязанностями обладают и пользователи земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Эти права и обязанности могут быть в определен- ной степени конкретизированы в договоре, заключаемом между пользователем и собственником земельного участка. Порядок пользования земельным участком субъектом права сервитута устанавливается по соглашению с собственником земельного участка в случае, если сервитут устанавливается договором, либо в судебном решении при не достижении соглашения об установлении и условиях сервитута (ст. 274 ГК). Правомочия арендатора и субъекта права безвозмездного пользования земельным участком устанавливаются соответствующим договором (ст. 615 ГК РФ). Порядок пользования земельным участком лицами, не являющимися его собственниками, включает в себя обязанности, предусмотренные СТ. 42 3К РФ. В соответствии с П. 2 СТ. 209 ГК право распоряжаться по своему усмотрению имуществом предоставлено его собственнику. Соответственно лица, не являющиеся собственниками имущества, не вправе по общему правилу им распоряжаться. В отношении субъектов прав на земельные участки законом сделаны два исключения:
1 )субъект права пожизненного наследуемого владения земельным участком может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование (п. 1 СТ. 267 ГК РФ);
2)субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком вправе передавать этот участок в аренду ил и в безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника земельного участка (ст. 270 ГК РФ).

9.                       Понятие, формы и виды права собственности на землю.

Институт права собственности приобретает особое значение как в

теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских

правоотношений. Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК).

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей. Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка, включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наследству, а также право залога. Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обязательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения установлены ст. 5 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не

существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий под-

ход, в соответствии с которым, допускается установление любых форм

собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля

и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции

РФ формы собственности па землю:

– государственная;

– муниципальная;

– частная.

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.

10.             Право государственной собственности на землю.

Право государственной собственности означает принадлежность

правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух

уровней государственной власти, предусматривается, что право госу-

дарственной собственности существует в виде:

– федеральной собственности;

– собственности субъектов РФ (т.н. субъектной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований

Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности: – государственную, – федеральную собственность на землю, – также собственность субъектов РФ.

На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока

государственная собственность не разграничена между РФ, субъекта-

ми РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется

право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграничен-

ной) собственности с особым правовым режимом.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя пока в большинстве

случаев принцип раздельного управления не реализуется.

12.             Право муниципальной собственности на землю.

Право муниципальной собственности на землю– правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки. Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан

и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами. Территорию муниципального образования составляют:

– земли городских;

– сельских поселений;

– прилегающие к ним земли общего пользования;

– рекреационные зоны;

– земли, необходимые для развития поселений;

– и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

13.                         Право частной собственности на землю.

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо

долями в общей собственности отдельным конкретным физическим

или юридическим лицам, которые выступают субъектами права част-

ной собственности на землю..

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

– право частной собственности физических лиц;

– право частной собственности юридических лиц.

Объектами права частной собственности выступают земельные

участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом

смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения,

приобретение права частной собственности на которые, фактически не

ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения мо-

гут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в по-

селениях и некоторые другие . Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на

праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных

регламентов, своевременно приступать к использованию земельного

участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым

назначением и др.

Право частной собственности возникает в результате различного

рода сделок – купли-продажи земельных участков, приватизации,

мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации). Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями

юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой

регистрации. Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками.

Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом(свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется.

Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей).

14                Основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности на землю.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

1.    по прямому указанию федеральных законов,

2.    по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3.    при разграничении государственной собственности на землю;

4.    дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

1.    по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;

2.    по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3.    в процессе разграничения государственной собственности на землю;

4.    муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г., если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"