Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 02:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "Земельное право".
Источники права представляют собой форму закрепления обще-
обязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства
является нормативный правовой акт, который представляет собой до-
кумент, объединяющий совокупность предметно связанных между
собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, пре-
зидентские указы, постановления правительства, ведомственные акты,
конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуп-
равления.
Во-первых, для понимания структуры законодательства необхо-
димо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересека-
ющимся линиям. По одной – законодательство, делится на отрасли по
критерию предмета правового регулирования: конституционное, граж-
данское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же вы-
деляется и земельное законодательство. Подругой – законодательство
делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъек-
товФедерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей
законодательства на каждом уровне частично определен Конституци-
ей РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпыва-
ющий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и
субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конститу-
ции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ве-
дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать
собственное законодательство, которое может формировать дополни-
тельны отрасли. В соответствии сКонституцией РФ земельное законо-
дательство относится к совместному ведению, что означает право
государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нор-
мативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль-
1 7
ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии
с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согла-
сования с субъектами РФ.
Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по
юридической силе На законы и подзаконные акты.
Таким образом, основную группу источников земельного права
образует законодательство, представленное нормативными правовы-
ми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а так-
же местными органами самоуправления, регулирующими земельные
отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников
земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую
очередь связано с определением соотношения системы права и систе-
мы законодательства.
Источниками земельного права являются как земельное законо-
дательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирую-
щие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и
нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законода-
тельства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные
отношения наряду с другими общественными отношениями.
Соответственно в части положений, регулирующих обществен-
ные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участ-
ки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются
источниками земельного права, но остаются в системе своих само-
стоятельных отраслей законодательства.
Вторую группу источников земельного права образуют норматив-
ные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конститу-
цией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
4. Состав земель в Российской Федерации.
Статья 7 ЗК Состав земель в Российской Федерации
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
5. Правомочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
3.1) осуществление государственного земельного надзора;
4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
6. Земельные правоотношения (понятие, структура, классификация правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений).
Земельно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права, состоящие во взаимной связи взаимных субъективных прав и юридических обязанностей участников этих отношений.
Субъект земельных отношений
Структура земельных отношений включает в себя 3 элемента:
1. субъект,
2. объект,
3. содержание.
Субъект – это лица (в т.ч. и публичные образования), наделенные законодательством юридическим свойством, позволяющим им участвовать в земельных правоотношениях.
Три группы субъектов в зависимости от единства их правового статуса:
1. Физические и юридические лица – они являются участниками всех видов земельных отношений;
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица – эти субъекты участвуют в управленческих отношениях и правоохранительных отношениях по использованию (предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования или аренды). К этой группе относятся суды и правоохранительные органы
3. Публичные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – в основном, являются участниками только отношений публичной (государственной и муниципальной) собственности.
Объект земельных отношений
Объект – то, по поводу чего возникают отношения.
К объектам относятся:
1. земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);
2. земельный участок;
3. части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;
4. земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).
Содержание земельных отношений
Содержание земельных отношений – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективное право – предусмотренная правовой нормой мера возможного поведения уполномоченного субъекта, обеспеченная законом, которая включает в себя:
1. право на обладание земельным участком;
2. право на совершение конкретного действия или бездействия (на определенное поведение);
3. право требовать от обязанного лица определенного поведения (активного или пассивного);
4. право на защиту (спорный элемент).
Юридическая обязанность – это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная нормой права.
Юридические обязанности бывают активные и пассивные.
Права и обязанности участников земельных отношений могут быть общими (все собственники должны использовать земельный участок по целевому назначению) и специальные (например, обязанность произвести осушение земельного участка).
Классификация земельных правоотношений
Классификация земельных правоотношений:
I. в зависимости от содержания:
1. отношения собственности на землю;
2. отношения землепользования (в широком смысле);
3. управленческие отношения;
4. правоохранительные отношения
II. в зависимости от характера земельных правоотношений:
1. материальные земельные отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие права и обязанности участников земельных отношений (как правило, это статистические отношения);
2. процедурные земельные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие порядок положительной, позитивной деятельности уполномоченных субъектов;
3. процессуальные земельно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, устанавливающие порядок деятельности юрисдикционных органов (как правило, это суды) по принудительной реализации земельно-правовых норм, разрешению земельных споров и привлечению виновных лиц к ответственности. Процессуальные отношения – это отношения конфликтные.
Основания изменения земельных правовых отношений:
1. изменение качества земель;
2. изменение категории, целевого назначения, целевого использования земельного участка;
3. переоформление прав на земельный участок;
4. установление охранных зон – они предполагают некоторые ограничения на использование.
7. Объекты земельных отношений.
В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия
«объект земельных правоотношений».
Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных
отношений. Таким объектом является земля.
В земельном законодательстве юридическое понятие земли рас-
крывается при помощи квалификации земель на категории по призна-
ку целевого назначения. Такая квалификация дана в Земельном кодексе
РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных катего-
рий земель.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь
категорий и включают:
– земли сельскохозяйственного назначения;
– земли поселений;
– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио-