Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:29, реферат
Земля – это ресурсы, которые даны самой природой (естественные ресурсы) и могут быть использованы для производства товаров и услуг.
Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает дифференциацию доходов на данный момент, но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если молодые люди, как правило, имеют низкие доходы, то к 40-50 годам они передвигаются в группы с более высокими доходами. У людей с высшим образованием доходы в среднем в два с лишним раза выше, чем у людей, окончивших только школу.
Во многих странах обучение стоит недешево. В сегодняшней России наряду с бюджетными учебными заведениями появились негосударственные колледжи и институты, т.е. образование становится платным. Но лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США) утверждает: “Даже если вам приходится занимать деньги в банке, даже если вы в течение ряда лет вынуждены отказываться от выгодной работы, даже если вам приходится жить вне дома и платить за питание и за книги, все равно, если вы получили профессию, доступ к которой открыт только выпускникам колледжей, ваши заработки в течение всей жизни, по всей вероятности, с лихвой компенсируют эти затраты”.
В экономической
литературе получил распространение
термин “инвестиции в человеческий
капитал”. Это любые затраты, направленные
на повышение квалификации и способностей.
Подобно затратам на оборудование,
расходы на образование и повышение
квалификации можно рассматривать
как инвестиции, так как текущие
расходы осуществляются с тем
расчетом, что эти затраты будут
многократно окупаться.
Основные направления экономической деятельности государства.
Несмотря на очевидные преимущества рыночной экономики, общество встречается с множеством других проблем, которые рынок решить не может. В экономической литературе такого рода явления выражаются понятием несовершенства (провалы) рынка.
Там, где
рыночный механизм не действует, должен
существовать другой механизм, способный
взять на себя соответствующие функции.
Таким механизмом является государство.
Поэтому необходимость
Итак, выделим
те социально-экономические
1. Механизм
рынка не обеспечивает
Общественные блага – товары и услуги, к которым не применим принцип исключения из потребления и производство которых обеспечивается при условии, что они приносят существенные выгоды обществу.
Наиболее яркие примеры общественных благ имеют место в тех случаях, когда полезное действие блага обращено к целым группам людей и поэтому неразделимо на индивидуальные услуги, которые могли бы потребляться независимо друг от друга. Таково, например, действие законодательства.
2. Рыночный
механизм порождает внешние
Внешние эффекты – издержки или выгоды от рыночных операций, не отражаемые в ценах. Их иногда называют эффектами соседства.
Например, сброс
в озеро Байкал стоков Братского
целлюлозно-бумажного
Приносящие пользу внешние эффекты называют положительными или создающими экономию. Они характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют растения, а благотворительный взнос в фонд местной больницы может повысить качество лечения больных.
Для компенсации
отрицательных внешних эффектов
и стимулирования положительных
требуется вмешательство
3. Рынок
не в состоянии обеспечить
стратегический прорыв в
4. Механизм
рынка не обеспечивает
В цивилизованных странах существуют программы поддержания уровня доходов. Нужно различать два вида таких программ:
• программы
социального страхования
• программы
государственной помощи предоставляют
пособия тем, кто не может заработать
сам, будучи нетрудоспособным или имея
на иждивении детей. Эти программы
финансируются из общих налоговых
поступлений и считаются
В связи с существованием благотворительных программ возникла проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения приводит к росту дифференциации доходов, обострению социальных конфликтов. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречий между эффективностью и социальной справедливостью: большие налоги, обеспечивающие перераспределение богатства, ослабляют стимулы к труду. Кроме того, не все средства, взятые от богатых, достаются бедным. По расчетам американских ученых, утечка из каждых 10 дол., предназначенных для пособий, составляет 7 дол. Средства идут на содержание чиновников, ведение систем учета, разворовываются и т.д.
5. Недостатком
свободного рынка является
Кроме того, при выборе ассортимента товаров фирмы ориентируются на платежеспособный спрос покупателей с более высокими доходами, поэтому часто делают выбор в пользу производства предметов роскоши для богатых, а не товаров массового спроса.
6. Рыночный
механизм не решает
Региональные проблемы возникают вследствие бедности региона природными ресурсами, недостатка капитала, стагнации или упадка предприятий в ключевой отрасли экономики. Ликвидировать эти дисбалансы при помощи рыночного механизма невозможно, рынок еще больше их усугубляет. Система перераспределения ресурсов, основан ная на ценах, направляет миграционные потоки труда и капитала из неблагополучных мест в более привлекательные регионы. В этих случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику, направленную на развитие региона, размещая там свои заказы, создавая свободные экономические зоны, направляя субсидии.
7. Механизм
рынка не в состоянии
8. Экономика
рыночного типа не в состоянии
развиваться без инфляции.
9. Рыночной
системе, поскольку она
Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):
• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение “правил игры” для экономических субъектов);
• перераспределение
доходов через систему
• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей природной среды;
• изменение
структуры производства в целях
корректировки распределения
• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг;
• защита конкуренции.
Поскольку господство монополий
наносит вред самому обществу, постольку
антимонопольная деятельность и
поддержание конкуренции
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических методов (государственное регулирование).
Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса (это объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими). Государство в рыночной экономике является производителем общественных благ, производство которых, как правило, не выгодно частному сектору, но необходимо обществу в целом.
Наряду с
непосредственно
Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, ограничения, разрешения и принуждения.
Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капитальных вложений, обеспечение занятости, экономического роста, борьбы с инфляцией, повышение уровня жизни населения, поощрение экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, социальную и внешнеэкономическую политику.
В заключение следует подчеркнуть, что конечная стратегическая цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка, видоизменение, исправление рыночного механизма, а создание условий для его эффективного функционирования.