Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:44, контрольная работа
На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс – земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.
РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА
ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
РЕСУРСАМИ
На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс – земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.
Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). Как средство труда земля характеризуется качеством почв и продуктивностью растений, как предмет труда – технико-технологическими и пространственными свойствами. От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Постоянно
нарастает потребность в землях
для несельскохозяйственных целей.
Лучшие земли освоены практически
полностью или отчуждены под
населенные пункты, промышленные предприятия,
аэродромы, дороги, трубопроводы, линии
связи, для утилизации отходов промышленного
и сельскохозяйственного
Поэтому
важнейшей задачей
Этому способствует организация системы мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной нагрузки на почвы.
Одной
из главных задач в этом направлении
является создание эффективного мониторинга
земель на основе ГИС, позволяющего решить
задачи своевременного выявления изменений,
прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению
и устранению последствий негативного
воздействия на почвы, и обеспечивать
деятельность по ведению государственного
земельного кадастра.
Сущность
мониторинга земель:
функции, задачи, содержание.
Функции
информационного обеспечения
Принятию
решений, связанных с реализацией
действий на земле, обязательно должен
предшествовать анализ множества различных
достоверных и регулярно
1) получение информации, связанной с конкретной проблемой;
2) представление информации для различных типов аудитории; (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение;
3)
принятие мер, непосредственно
направленных на улучшение
Задачами государственного мониторинга земельных ресурсов являются:
-
организация и проведение
-
контроль качества земельных
ресурсов, почв, вод в результате
неблагоприятной хозяйственной
деятельности, приведшей к ухудшению
свойств почв, эрозии, снижению плодородия
почв на больших площадях с
высокой скоростью, прогноз
-
оценка фактического
-
выявление новых источников
- проверка соблюдения норм и правил, стандартов качества земельных ресурсов при землепользовании;
-
прогнозирование мероприятий
-
планирование (разработка) мероприятий
(рекомендаций) по эффективному использованию
земель, снижению загрязнения почв
(разработка мер по сокращению
воздействия на земельные
-
своевременное предоставление
- эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий;
-
своевременное выявление
-
информационное обеспечение
-
рациональное
- контроль за использованием и охраной земель.
Под
задачами мы понимаем конкретные действия
или этапы на пути достижения цели.
В любом случае, задачи подчинены
целям. В рамках грамотно составленной
программы не может быть задач, выходящих
за пределы цели, не имеющих к
ней отношения и т.п. Эффективность
экологического мониторинга решающим
образом зависит от правильной его
организации. Можно годами вести
мониторинг в регионе - и не получить
значимых результатов. В то же время,
предварительное изучение ситуации,
анализ возможных воздействий
Необходимо
проводить систематические
Основным
источником информации при проведении
оценки служат данные, полученные в
процессе наблюдений за окружающей средой.
Потребность в наблюдениях (новой,
дополнительной или контрольной
информации) возникает на всех этапах
оценки состояния окружающей среды. Такая
исключительная роль наблюдений в системе
мониторинга привела к тому, что в некоторых
случаях сам процесс наблюдений за окружающей
средой называют мониторингом.
Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельской хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.
Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов, и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений.
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.
Мониторинг
земель ведется в обязательном порядке
по уровням административно-
Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.
1)
Изменения границ и площадей;
административно-
2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).
3) Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.
4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).
5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.
Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).
На
основании ст. 12 Федерального закона
"Об информации, информатизации и
защите информации" от 20 февраля 1995
года N 24-ФЗ пользователи - граждане, органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, организации и общественные
объединения - обладают равными правами
на доступ к государственным
Мониторинг земель представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования.