Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:49, реферат
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого
материального объекта, она является место обитания всех предшествовавших и
будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является
базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных
свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов,
необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов,
промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).
требования подтверждены
соответствующей документацией.
данное требование является обоснованным и практически необходимым.
Как правило, предпосылкой
спора является нарушение прав и интересов землепользователей. При этом
оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а
может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или
иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах
смежных земельных участков может иметь место неправильное представление
землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка.
Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных
участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права
землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих
наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его
нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит
деятельность
До сих пор мы говорили о
процессуальных правах и
земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на стадии возбуждения
земельного спора. Каковы же на этой стадии права и обязанности
государственного органа, разрешающего спор? Хотя действующее земельное
законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос, представляется, что
такие права и обязанности могут быть определены исходя из общих принципов
деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб.
Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан принять
заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его в
установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к
компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это
обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по
подведомственности. Практика показывает, что соответствующие
государственные органы не всегда придерживаются этого правила,
рассматривая подчас споры, не входящие в его компетенцию, по существу или
пересылая заявление в ненадлежащий орган.
Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрения жалоб
государственным органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на
рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое
поступила жалоба.
Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по
разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на
землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители
обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и
необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.
Землеустроительные органы, получая
указания о подготовке
рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором
письменных документов, а высылают на места своих работников для
установления факта
нарушения права
составляют соответствующие документы - акты, которые подписываются
спорящими сторонами и землеустроителем.
Кроме того, ЗК предоставляет право местной администрации образовывать
в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению земельного
спора комиссии из сотрудников администрации, представителей
землеустроительных органов, специалистов сельского хозяйства и иных лиц,
обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в
основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда
затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но и
отдельных отраслей народного хозяйства, когда разрешение подобных споров
связано с перспективным использованием земель данного района, округа,
области, автономной области, края, республики. Такие комиссии следует
образовывать, на мой взгляд, при возникновении споров об изъятии
сельскохозяйственных земель, о порядке пользования землями в сельских
населенных пунктах, о землях, находящимися под лесными угодьями и пр.
Хотя в ЗК нет сроков рассмотрения поступившего заявления,
предполагается, что такое заявление должно быть рассмотрено в месячный
срок, в соответствии с общими требованиями о рассмотрении жалоб и
заявлений.
Говоря о процессуальных
следует отметить, что действующее законодательство предоставляет право
сторонам ходатайствовать о прекращении разбирательства по спору в случаях
примирения сторон. Однако при примирении сторон орган, рассматривающий
земельный спор, проверяет условия примирения, а также может разрешить спор
по существу, если этого требуют охраняемые законом интересы других граждан,
предприятий и организаций. Указанная обязанность государственных органов
вытекает также из функции государственного контроля за использованием всех
земель, возложенный на органы Государственного Комитета по земле и
землеустройству на местах.
ЗК посвящает ряд норм
также государственных органов на стадии разрешения земельного спора,
обеспечивая при этом, с одной стороны, объективное рассмотрение спора
государственными органами и правильное решение его по существу, а с другой
- активное участие в процессе разрешения этого спора всех заинтересованных
сторон и лиц.
С этой целью ЗК прежде всего гарантирует сторонам земельного спора
личное участие при его разбирательстве. В соответствии с ЗК земельный спор
разрешается на заседаниях местных администраций с вызовом сторон, которые
заблаговременно уведомляются о времени и месте рассмотрения спора.
Личное участие необходимо для недопущения вынесения решения
уполномоченными органами без учета требований и притязаний всех лиц,
участвующих в споре. Особенно важно это обстоятельство, при разрешении
споров, касающихся прохода и проезда через спорный участок.
Не менее важным является
связанных с отводом и изъятием земли.
Существенное значение имеют также нормы, определяющих правовое
положение участков земельного спора в стадии его разрешения. Эта стадия
занимает центральное место во всей процедуре разрешения земельного спора,
где особую роль приобретает обеспечение гарантий прав участников земельного
спора (как законодательное закрепление этих гарантий, так и фактическое их
осуществление).
Анализ норм, определяющих правовое положение стороны в земельном
споре, позволяет сделать вывод, что правам спорящих сторон корреспондируют
обязанности соответствующего государственного органа, разрешающего
земельный спор. Уполномоченный на то государственный орган должен
действовать строго в рамках своей компетенции и выполнять процессуальные
обязанности, установленные
действующим земельным
обязанностям следует отнести: предоставление сторонам, участвующим в споре
возможности знакомиться со всеми материалами по разрешению земельный
споров и делать из них выписки; детально исследовать все документы и
доказательства (как собранные в процессе подготовки материалов к
разбирательству спора, так и предъявленные сторонами в стадии его
рассмотрения); принятие аргументированного решения по спору; вручение копии
этого решения по требованию сторон.
В стадии рассмотрения
этого спора - землепользователи, собственники, а также другие лица, имеющие
определенный интерес к спорному земельному участку. Законодательство
гарантирует сторонам
в земельном споре
Стороны, участвующие в земельном споре, вправе непосредственно участвовать
в заседании администрации при рассмотрении спора; представлять необходимые
документы и другие доказательства; заявлять ходатайства; давать устные и
письменные объяснения; возражать против ходатайств, доводов и соображений
другой стороны.
Большая группа процессуальных прав связана с доказательством своей
точки зрения относительно правомерности решения, вынесенного по спору.
Другими словами, здесь имеется в виду право стороны, участвующей в споре,
на обжалование решений по спору в вышестоящий государственный орган.
Хотя в земельном
определяющей правомочия органа по рассмотрению жалоб на решения по
земельным спорам, систематическое толкование приведенного выше правила
позволяет сделать вывод о праве вышестоящего органа вынести новое решение
по спору, либо подтвердить принятое ранее решение, либо отменить или
частично изменить первоначальное решение.
Решение вышестоящего органа, вынесенное по жалобе на решение
нижестоящего, является окончательным.
Представляется, что основанием для пересмотра решения по земельному
спору является не только жалоба участника спора. Исходя из Положения о
прокурорском надзоре (ст. 10), пересмотр таких решений может иметь место и
в порядке осуществления надзора органами прокуратуры за соблюдением
законности. Правовые последствия этого пересмотра решения аналогичны