Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:36, реферат
Управление земельными ресурсами в условиях рыночной экономики, как система правовых, экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, обеспечение эффективного использования земли, основывается на изучении и картографировании земельных ресурсов, ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель, землеустройстве, прогнозировании, экономическом стимулировании рационального землепользования через реализацию принципа платности землепользования.
Введение
Земля - достояние народа, главное богатство страны. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим важную сферу деятельности -земельные отношении на территории РК - является Земельный кодекс. С момента его принятия прошло уже более восьми лет. За это время проведена значительная работа по разъяснению его основных норм и положений.
Казахстан располагает крупнейшими земельными ресурсами. Общая площадь земельного фонда составляет 272 млн. гектар. В связи с этим земельные отношения в Казахстане - очень интересный и актуальный вопрос. Объектом земельных отношений является вся земля в пределах территории Республики Казахстан, отдельные земельные участки независимо от того, что на них расположено и от правовых оснований их закрепленности за отдельными субъектами, а также право на земельные участки и земельные доли.
Управление земельными ресурсами в условиях рыночной экономики, как система правовых, экономических и организационно-технических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, обеспечение эффективного использования земли, основывается на изучении и картографировании земельных ресурсов, ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель, землеустройстве, прогнозировании, экономическом стимулировании рационального землепользования через реализацию принципа платности землепользования.
1.Этапы развития земельных отношений в РК
За период независимости Республики Казахстан было принято свыше 140 законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в Казахстане (часть из них утратила силу в связи с принятием новых).
Основной причиной
принятия такого достаточно
Уже на начальных этапах земельной реформы было понятно, что быстрый и полный переход от советского сельского хозяйства к иному типу хозяйствования невозможен. Этому в первую очередь способствовали выработанные стереотипы общественного сознания, а во-вторых, формирование в течение длительного времени сельской инфраструктуры и технологии аграрного производства под крупномасштабные предприятия.
Таким образом, перед государством встал вопрос о необходимости создания в аграрном секторе таких сельхозформирований, которые были бы способны самостоятельно вести хозяйство в новых рыночных условиях, поскольку совхозы и колхозы сделать это уже объективно не могли.
Что же было реально сделано в ходе реорганизации?
Основными документами, определявшими процесс земельной реформы, являлся ряд законодательных актов, принятых с 1990 года, в том числе такие законы, как «О земельной реформе» (1991 г.), «О крестьянском хозяйстве» (1990 г.), «О залоге» (1991 г.), Земельный кодекс РК (в первой редакции КазССР 1990 г.), Гражданский кодекс (1994 г.), указы «О передаче имущества совхозов в собственность директоров» (1994 г.), «О земле» (1995 г.), «Об ипотеке недвижимого имущества» (1995г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1998 г.). В дальнейшем ход реформы определяли такие нормативные акты, как Закон «О земле» (2001 г.), Государственная агропродовольственная программа РК на 2003 - 2005 гг. (2002 г.) и, наконец, Земельный кодекс РК (2003 г.).
Отмечая даты принятия нормативно-правовых актов, можно разделить процесс развития земельных правоотношений на несколько этапов.
1 этап – 1990 – 1993 гг.
Период сохранения монополии
государственной собственности
на землю при изменении
Находясь в составе
СССР, Казахстан во исполнение общесоюзной
политики, направленной на развитие и
разгосударствление агропромышленного
комплекса, принял ряд законов, которые
явились первыми шагами регулирования
земельных отношений, - Земельный
кодекс, законы о собственности в
РК, о крестьянском хозяйстве. В последующем
были приняты законы о земельной
реформе, о залоге, о земельном
налоге от 1991 года. При этом подразумевалось,
что данные законы, являясь начальным
этапом рыночных отношений, не обеспечивали
полного комплекса рыночных механизмов,
применяемых в мировой практике
в сельском хозяйстве. Так, нормативно-правовые
акты данного периода содержали
положения о государственной
форме собственности на земли
сельскохозяйственного
Основной целью начала
реформы сельского хозяйства
того периода являлось обеспечение
возможности появления
Основное содержание законодательных актов данного периода
Земля находится в исключительной государственной собственности Республики Казахстан. При приватизации недвижимого имущества несельскохозяйственного назначения, в том числе недостроенных объектов, гражданин или юридическое лицо приобретает одновременно право пользования либо аренды земельного участка, на котором расположено приобретаемое имущество. Запрещается купля-продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю.
Земельные участки предоставляются в пожизненное наследуемое владение или аренду гражданам, пожелавшим вести крестьянское хозяйство. Земельные участки для этих целей выделяются из земель запаса, специально создаваемого земельного фонда и земель сельскохозяйственных предприятий.
Утвержден порядок установления
границ сельских населенных пунктов
и их земельно-хозяйственное
Участки из земель предприятий выделяются с кадастровой оценкой на уровне средней по хозяйству. Размер предоставляемого участка определяется исходя из средней земельной доли, при расчете которой принимаются во внимание площадь всех сельскохозяйственных угодий, работники предприятия, его пенсионеры и служащие производственной и социально-культурной сферы обслуживания данного хозяйства.
Преимущественным правом на получение земельного участка пользуются граждане, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве и проживающие в данной местности.
Границы землепользования крестьянского хозяйства оформляются в натуре землеустроительными службами за счет средств государства. За счет бюджетных средств производятся также работы по отводу земель, оформление государственного акта на землю, договора аренды, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству, агрохимическому обследованию почв.
Данный этап характеризуется
отсутствием отработанных «механизмов
перераспределения земель и хозяйственного
переустройства с учетом выделения
семей, желающих вести хозяйство
самостоятельно или в составе
кооперативного союза в рамках тех
же колхозов и совхозов, неудовлетворительным
состоянием материально-технического,
финансового обеспечения, юридической
защиты, негативным отношением к ним
со стороны советских и
Большое количество подзаконных актов, принятых для технического обеспечения земельной реформы и впоследствии отмененных, говорит, с одной стороны, о существенных изменениях в направлениях самой реформы, а с другой - о трудностях ее планирования и осуществления в условиях экономического кризиса, бюджетного дефицита.
В 1993 году в Концептуальной
программе развития агропромышленного
комплекса Республики Казахстан
на период 1993 - 1995 годы и до 2000 года, утвержденной
постановлением Кабинета министров
РК, впервые официально озвучивается
утверждение о возможном
Необходимо также отметить,
что ранее, до 1990 года, земли как
сельскохозяйственного, так и общего
пользования находились в составе
активов крупных
2 этап – 1994 – 1999 гг.
Период дальнейшей
Началом данного этапа
следует считать принятый 5 апреля
1994 года РК Указ Президента «О дальнейшем
совершенствовании земельных
В последующем Кабинетом министров РК была подготовлена, а Президентом РК утверждена Программа действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, согласно которой основными направления земельной реформы как части аграрной политики на период 1994 - 1995 гг. становятся:
развитие рынка земли;
совершенствование залогового права, создание системы ипотечного кредитования;
совершенствование законодательства о земле, в том числе для стимулирования внутренней и внешней инвестиционной активности;
создание правовой базы для обязательной оценки земли и другого недвижимого имущества с целью проведения до 1997 года сплошной оценки и введения системы регистрации при передаче юридических прав или совершения иных сделок.
Во исполнение данных
направлений были подготовлены
постановления Кабинета
В 1998 году был принят также
новый Закон «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве», который значительно
пересмотрел условия
Основные положения нормативно-правовых актов данного периода
Земля находится в государственной собственности. В частной собственности также могут находиться участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, а также земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий и сооружений в соответствии с их назначением.
Обеспечиваются стабильность,
преемственность статуса, прав и
обязательств первичного и вторичного
землепользователя как основных
форм использования земельных ресурсов
сельскохозяйственного
Земельный участок, находящийся в частной собственности, приравнен к недвижимому имуществу.
Устанавливается взаимосвязь между правом собственности (землепользования) на земельный участок и недвижимость, расположенную на нем, требующая рассматривать землю и недвижимость как неотделимые объекты собственности.
Для совершения сделок, соответствующих законодательным требованиям и ограничениям с правом собственности и землепользования, не требуется чьего-либо разрешения.
Землеустроительные работы проводятся уже за счет денежных средств заказчика: по решению исполнительных органов - за счет средств бюджета; по заявкам частных собственников земельных участков и землепользователей - за счет собственных средств.
Информация о работе Рациональное использование и охрана земельных ресурсов