Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:06, контрольная работа
Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к Общей части земельного права, и принципы, относящиеся к Особенной части.
Принципы земельного права……………………………………………………..3
Задача……………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………...18
По дисциплине «Земельное право»
На
тему «Принципы земельного права»
Исполнитель:
Калинина
Л.В.
г. Оренбург, 2010г.
Содержание
Принципы земельного права……………………………………………………..3
Задача………………………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Принципы
земельного права
В
основе правового регулирования
земельных отношений лежат
Принципы земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные) и отраслевые принципы.
К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения и др.
Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к Общей части земельного права, и принципы, относящиеся к Особенной части. В основу деления положены уникальные свойства, присущие земле – этому специфическому объекту.1
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
Первый принцип представляет собой в федеральном законе конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом содержание данного принципа раскрывается посредством комплексного рассмотрения земли в качестве:
- природного объекта - объекта охраны;
- природного
ресурса - средства производства
и основы хозяйственной
- недвижимого имущества - объекта гражданских прав. 3
Приоритет охраны земли как природного объекта и природного ресурса над использованием ее как недвижимого имущества в качестве второго принципа земельного законодательства. Земельные отношения, как и любые другие отношения по поводу природных ресурсов, делятся на две основные группы: отношения по использованию и отношения по охране. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании. Поэтому государство в безусловном порядке проводит протекционистскую политику в отношении земель, направленную на обеспечение такого положения, когда хозяйственное использование земли в наименьшей степени подвергает изменениям ее природные свойства, а также на выделение ценных и особо охраняемых земель и их исключение из хозяйственного оборота.
Как следствие, использование земель всегда должно быть вторичным и осуществляться после выполнения мероприятий по охране земель (или, по крайней мере, одновременно с ними). Такая превентивная мера позволит если не избежать, то хотя бы существенно снизить случаи деградации и иного ухудшения состояния земель. Охрана земель обеспечивается ее регламентацией не только в Земельном Кодексе, но и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.
Приоритет охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по использованию и охране земель отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей. Содержание данного принципа земельного законодательства выражается в обязывании принимать такие решения и осуществлять такие виды деятельности, касающиеся использования и охраны земель, которые позволили бы:
· обеспечить сохранение жизни человека;
· предотвратить вредное воздействие на здоровье человека.
Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом приоритета охраны земель, поскольку часто именно ухудшение состояния земель влечет за собой причинение вреда здоровью человека, а в крайних случаях (например, при опасном заражении земель) - и угрозу его жизни.4
Принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, непосредственно причисляет население к участникам отношений в области управления земельными ресурсами. Принцип адресован как гражданам Российской Федерации (общественным организациям), наделяя их правом принимать участие в подготовке решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на их права и охраняемые законом интересы в отношении принадлежащих им земельных участков, так и органам государственной власти и органам местного самоуправления, обязывая последних не просто допускать население к подготовке таких решений, но и обеспечивать возможность его участия в этой подготовке.
Наиболее ярким примером реализации данного принципа в Земельном Кодексе является установление для населения гарантий участия в подготовке и принятии решений при осуществлении выбора земельных участков для строительства
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов является очень важным нововведением Земельного Кодекса, по сути, превращающим земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости в имущественный комплекс.
Понятие "особо ценные земли", содержащееся в Земельном Кодексе, большую ценность имеют любые земли, поскольку все они в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основным показателем приоритета сохранения особо ценных земель являются запрет или ограничение их изъятия для иных целей (например, для нужд обороны). Но это не отрицает необходимость проведения других мероприятий по сохранению особо ценных земель, например повышения плодородия почв.
Принцип
приоритета сохранения указанных земель
реализуется в различных
Введение принципа платности использования земли поможет избежать неэффективного использования земельных ресурсов, снизит их недооценку. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Рассматриваемый принцип, допускает установление случаев исключения платы за пользование землей. Это может быть сделано как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации. Поскольку Земельный Кодекс имеет приоритетное значение перед другими нормами и актами земельного законодательства, включая ст.65 Земельного Кодекса, действие законов, принятых до введения в действие Земельного Кодекса и освобождающих от платы за землю различные категории плательщиков (национальные парки, научные организации, учреждения образования и здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, участников Великой Отечественной войны и т.д.), сохраняется. Положения об оплате за землю содержатся также в законах о бюджете на соответствующий год.6
Закрепление деления земель по целевому назначению традиционно для законодательства Российской Федерации. В связи с этим выделено несколько частей земельного фонда, каждая из которых характеризуется особым правовым режимом использования. Такие части земельного фонда именуются категориями земель. Состав земель в Российской Федерации, подразделяемый на категории, установлен в Земельном Кодексе Российской Федерации.
Разграничение собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями должно производиться федеральными законами. Следовательно, указанное разграничение не может быть произведено законами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Понятие "правовой режим земель", включающее в себя различные условия владения, пользования и распоряжения землей, имеет широкое содержание. Поскольку правовой режим устанавливается для любой категории земель, любого земельного участка, от него зависит практически все правовое регулирование земельных отношений, содержащееся как в Земельном Кодексе, так и в других законах, включая установление основных принципов земельного законодательства. Применительно к конкретным земельным участкам может идти речь об особенностях их правового режима. Поэтому законодательство максимально дифференцировало установление правового режима земель, закрепив, что при этом должны учитываться не только природные, социальные, экономические, но и иные факторы.