Предмет и система земельного права. История земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 05:24, лекция

Описание работы

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам, водам и т.д.).

Земля в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Темы 1,2,3.docx

— 25.75 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и классификация источников земельного права

 

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом  законодательства является нормативный  правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой  норм. К ним относятся Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы (законы), кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства  Российской Федерации, ведомственные  нормативные акты, Конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления  и решения местных органов  самоуправления.

 

Во-первых, для понимания  структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных  актов по двум пересекающимся линиям. По одной — законодательство подразделяется на отрасли по критерию предмета правового  регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное  законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации  и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и Субъектов РФ, субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ проходят процедуру согласования с субъектами РФ.

 

Во-вторых, распространена классификация  нормативных актов по юридической  силе на законы и подзаконные акты.

 

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

 

Несмотря на такую кажущуюся  ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной  задачей. Это в первую очередь  связано с определением соотношения  системы права и системы законодательства.

 

Источниками земельного права  являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию  и охране земель (ст. 3 ЗК), так и  нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих  положениях земельные отношения  наряду с другими общественными  отношениями.

 

Соответственно в части  положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает  земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками  земельного права, но остаются в системе  своих самостоятельных отраслей законодательства.

 

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные  договоры и соглашения, заключаемые  в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации».

 

Конституционные основы правового  регулирования земельных отношений

 

Конституция РФ выступает  в качестве основополагающего источника  практически всех отраслей права. Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 Конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

 

Конституция РФ содержит ряд  статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции  занимают вопросы собственности  на землю (ст. 8, 9 и 36).

 

В ст. ст. 71 и 72 Конституции  РФ определены соответственно сферы  ведения РФ и совместного ведения  РФ и субъектов РФ. Преимущественно  регулирование земельных отношений  относится к области совместного  ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том  числе земельной, принятие гражданского законодательства.

Федеральное земельное законодательство

Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные  правовые акты, принятые на федеральном  уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также  указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

 

Федеральное земельное законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных  отношений.

 

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным  законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия  земельных участков, использования  земель гражданами и организациями  для строительства, ведения фермерского  хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных  в качестве служебных земельных  наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим  различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

 

Финансовые аспекты земельных  отношений до 2006 года в основном определялись Законом «О плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Закон детально определял  порядок исчисления и взимания платежей за использование земель различного целевого назначения, а также распределения  полученных средств. Его особенностью являлось то, что он не охватывал  все виды земельных платежей. Новые  положения, закрепляющие платность  землепользования, отражены в Налоговом  кодексе РФ и введены с 2006 года (Отдельная глава ч.2 НК РФ «Земельный налог»). Иные вопросы налогообложения  продажи земельных участков, взимания платы за перерегистрацию земельных  участков и некоторые другие регулируются отдельно.

 

Порядок ведения государственного учета земельных участков установлен в Федеральном законе «О государственном  земельном кадастре».

 

Вопросам охраны земель посвящены  Федеральные законы от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном  регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

 

Значительное число земельных  норм содержится в федеральных законах, регулирующих, наряду с земельными, также иные разновидности общественных отношений. Первое место по объему и значимости правовых норм среди данной группы законов принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения.

Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому оформлению права собственности  на землю, а также вопросы организации  государственного управления в данной области содержатся в Федеральном  законе от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним».

Новеллой 2008 г. явилось вступление с 1 марта 2008 г. Федерального закона «О кадастре объектов недвижимости», который  систематизировал и закрепил необходимость  строгого учета различных форм земельной  собственности, определил перечень необходимых документов, необходимых  для государственной регистрации  и т.д.

 


Информация о работе Предмет и система земельного права. История земельного права