Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Обоснование проблемы необходимости охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйственного производства………………….4
Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве…………………………………………………………………………..6
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения……………….…………………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………...…………...20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

Но если же законодательство все же было нарушено, как возмещается  вред при загрязнении окружающей природной среды и при нерациональном использовании природных ресурсов?

В соответствии со ст. 20 Закона об охране окружающей природной среды, это загрязнение рассматривается  как причинение ей вреда. За причинение вреда окружающей природной среде  устанавливаются платежи, определяемые на основе базовых нормативов за нормативное  и сверх нормативное загрязнение  окружающей природной среды. Такие  нормативы установлены положением, утвержденным Правительством РФ 28 августа 1992 г. № 632. Эти платежи не связываются  с экологическим правонарушением, поскольку такое загрязнение  является «разрешенным» (лицензиями), то есть, поэтому не является нарушением природоохранительного законодательства и здесь возникает вопрос о  вине причинителя. Платежи взыскиваются в бесспорном, безакцептном порядке, то есть без решения суда, арбитражного суда.

В соответствии с указанным  Положением платежи за причинение вреда  окружающей природной среде не освобождают  причинителя от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, то есть по вине его причинителя. Это  означает, что такой вред уже рассматривается  как неправомерный, «неразрешенный», возникший не связи с разрешением (лицензией), а сверх или помимо них, виновный вред (ст. 86). За такой виновный вред и предусматривается имущественная, гражданско-правовая ответственность.

Но трудности возникают  на практике в связи с тем, что  и в первом и во втором случаях  вред причиняется по существу одинаковыми  — с объективной стороны, если брать без учета субъективной стороны — действиями, а именно: загрязнением окружающей природной  среды путем выбросов, сбросов вредных веществ, размещением отходов. Только в первом случае (ст. 20) эти действия не увязываются с экологическим правонарушением, а во втором — прямо увязываются с экологическим правонарушением (ст. 86 Закона, ст. 44, 454 ГК РФ).

Статья 87 Закона подробно регулирует порядок возмещения такого противоправного  вреда. В ее содержании следует обратить внимание на три момента: во-первых, на порядок исчисления вреда в  соответствии с утвержденными методиками или при их отсутствии — по фактическим  затратам. Во-вторых, сумма взыскиваемого  ущерба возвращается потерпевшему (а  не подлежит перечислению в экологические  фонды, как утверждали некоторые  документы до выхода Закона). Это  право потерпевшего — на возмещение причиненного ему ущерба. Полученные таким образом суммы возмещения потерпевший обязан направить на восстановление потерь в природной  среде, воспроизводство природных  ресурсов. Наконец, в-третьих, с согласия сторон суд, арбитражный суд может  принять решение о возмещении причиненного вреда в натуре путем  возложения на ответчика обязанности  по восстановлению природной среды  за счет сил и средств ответчика.

Отдельно Закон решает вопрос о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, неблагоприятным  воздействием окружающей природной  среды вследствие хозяйственной  деятельности. В чем новизна постановки этого вопроса? Прежде всего, в том, что суды нацеливаются на рассмотрение подобного рода исков. Законом установлено, что дела о возмещении вреда здоровью могут быть рассмотрены и по искам  общественных объединений, прокурора. Наконец, Закон очень категорично  решает вопрос о том, с кого взыскивать средства, если причинитель вреда  неизвестен либо установить его не представляется возможным, ущерб в  данном случае возмещается за счет средств экологических фондов.

Статья 91 Закона, предусматривает  предъявление исковых требований в  суд или арбитражный суд о  прекращении экологически вредной  деятельности, причиняющий вред природопользователю, препятствующей ему в полном объеме использовать предоставленные ему по закону право пользования, владения природным ресурсом. «Ассоциация крестьянских хозяйств предъявляет в порядке ст. 91 иск к химкомбинату, вредные выбросы от которого снижают качество сельскохозяйственной продукции. Суд вправе принять решение, обзывающее химкомбинат прекратить выбрасывать загрязняющие вещества и причинять убытки землепользователям. В соответствии с таким решением учреждение банка обязано приостановить финансирование производственной деятельности комбината до тех пор, пока предприятие не исправит недостатки. Может быть, сейчас все это выглядит утопично, но именно такой порядок должен быть в эколого-правовом государстве, где, заботясь о человеке, чтят законы об охране окружающей природной среды.» Исключение составляют случаи причинения вреда гражданину или юридическому лицу и их имуществу источником повышенной опасности (ст. 454 ГК), то есть без учета вины, или неблагоприятным воздействием окружающей среды (землетрясения, вулканы, наводнения, селевые потоки и др.), ибо здесь вообще не встает вопрос об экологическом правонарушении, а вред также возмещается — в связи с самим событием, фактом.

 

 

3. Требования в  области охраны окружающей среды  при эксплуатации объектов сельскохозяйственного  назначения.

 

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в  области охраны окружающей среды, проводиться  мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и  других организмов от негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Прежде всего, в сельском хозяйстве интенсивно используется земля. Отношения по охране земель сельскохозяйственного  назначения и повышению плодородия сельскохозяйственных угодий урегулированы  Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (в действующей редакции) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с этим законом собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков сельскохозяйственного назначения вправе:

  • проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • получать в установленном Правительством РФ порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и его динамике;
  • осуществлять другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам РФ.

В обязанность собственникам, землевладельцам и землепользователям (в том числе арендаторам) вменяется:

  • осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
  • соблюдение стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
  • представление в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведений об использовании агрохимикатов и пестицидов;
  • содействие проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
  • информирование соответствующих органов исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
  • выполнение других требований, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общее требование при этом заключается в том, что обеспечение  плодородия земель сельскохозяйственного  назначения должно осуществляться при  условии соблюдения экологических  требований, установленных законодательством  РФ.

Древесно-кустарниковая  растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена, согласно ст. 134 ЛК РФ, для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Рубки древесно-кустарниковой  растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, должны обеспечивать улучшение состояния  этой растительности и выполнение ею своих функций.

Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку  и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении  своей деятельности должны соблюдать  требования в области охраны окружающей среды.

Объекты сельскохозяйственного  назначения должны иметь необходимые  санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение  почв, поверхностных и подземных  вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

В соответствии с санитарной классификацией устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:

I класс — санитарно-защитная зона 1000 м установлена для свиноводческих комплексов, комплексов крупного рогатого скота;

II класс — санитарно-защитная зона 500 м — для звероводческих ферм (норки, лисы и др.), складов для хранения ядохимикатов свыше 500 т, производства по обработке и протравлению семян;

III класс — санитарно-защитная зона 300 м — для овцеводческих ферм, складов для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений более 50 т, обработки сельскохозяйственных угодий пестицидами с применением тракторов (от границ поля до населенного пункта), кролиководческих ферм;

IV класс — санитарно-защитная зона 100 м — для тепличных и парниковых хозяйств, складов сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений (зона устанавливается и до предприятий по переработке и хранению пищевой продукции), мелиоративных объектов с использованием животноводческих стоков;

V класс — санитарно-защитная зона 50 м — для хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна, материальных складов, хозяйств с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов.

В целях охраны земель собственники, владельцы, пользователи, в том числе  арендаторы, земельных участков обязаны:

  • осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
  • соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
  • представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
  • содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
  • информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании .

При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия  на окружающую среду при осуществлении  мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению  состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Правовое регулирование  мероприятий по мелиорации земель осуществляет Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (в действующей редакции) «О мелиорации земель». Мелиорация земель — это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

В зависимости от характера  мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель:

  • гидромелиорация;
  • агролесомелиорация;
  • культуртехническая мелиорация;
  • химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.

Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов  почв на мелиорируемых землях посредством  осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с  помощью мелиоративных систем, а  также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:

  • противоэрозионная — защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;
  • полезащитная — защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;
  • пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Информация о работе Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства