Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Обоснование проблемы необходимости охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйственного производства………………….4
Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве…………………………………………………………………………..6
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения……………….…………………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………...…………...20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра Управления и Права

 

 

 

Реферат по дисциплине «Аграрное право»

на тему:

«Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства».

 

 

Выполнила: студентка

Группы ЭУП (АПК) – 41

Кутасова О.О.

Проверил:

доц. каф УиП

Столярова М.С.

 

 

г. Йошкар – Ола

2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Обоснование проблемы необходимости охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйственного производства………………….4
  2. Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве…………………………………………………………………………..6
  3. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения……………….…………………12

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников……………………………...…………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Никакая другая отрасль  общественного производства не связана  так с использованием природных  ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование  природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Сельское хозяйство необходимо рассматривать как огромный, постоянно  действующий механизм охраны, культивирования  живых природных богатств, и подходить  к нему следует еще под одним  углом зрения - охраны окружающей среды. Поэтому в условиях аграрного  производства использование природных  ресурсов и, прежде всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Плоды труда человека на земле - это самая необходимая предпосылка  жизни каждого общества, на какой  бы ступени развития оно не находилось. В сельском хозяйстве земля выступает  не только местом деятельности и территориальной  операционной базой, но и, прежде всего, служит в качестве орудия и главного средства производства. 
Тысячелетиями считалось, что сельское хозяйство является другом природы. Оно ближе к природе по своей сущности, широко использует силы природы непосредственно в производственном процессе и, казалось бы, более других отраслей экономики заинтересовано в том, чтобы природа была чистой, живой, плодотворной. Но в прошедшем столетии за короткий срок положение изменилось коренным образом. В результате внедрения в сельское хозяйство индустриальных методов производства изменилось соотношение сил между природой и сельскохозяйственной отраслью экономики. Применение сложной и тяжелой машинной техники, химизация и мелиорация земель, концентрация производства, особенно в животноводстве, сделали природу весьма уязвимой перед лицом современного сельскохозяйственного производителя. 

 
 
1. Обоснование  проблемы необходимости охраны  окружающей среды от вредного  воздействия сельскохозяйственного  производства 

В современных условиях развития сельского хозяйства его  отрицательное воздействие на природу  во многих случаях становится более  серьезным, чем влияние других отраслей общественного производства. Именно с развитием сельского хозяйства  связаны рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны, уменьшение видового разнообразия растительного  и животного мира, засоление, заболачивание  и истощение почв, накопление в  почве и воде ряда особо стойких  и опасных загрязнителей природной  среды.  
Традиционно считалось, что основными нарушителями природного равновесия являются промышленность и транспорт, а возможное вредное влияние сельского хозяйства на окружающую среду недооценивалось. Однако еще в 60-х годах на первое место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумя обстоятельствами:

1) первое - это строительство животноводческих ферм и комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся навозосодержащих отходов и их утилизации

2) второе - нарушение норм и правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности. Поэтому в сфере общественного производства серьезным источником загрязнения окружающей среды, наряду с промышленностью и транспортом, становится и сельское хозяйство. 
Эффективность сельскохозяйственного производства, темпы его роста зависят от состояния почв, а также от правильной организации мероприятий по их охране. Однако в настоящее время состояние земель Российской Федерации, находящихся в сфере сельскохозяйственной деятельности, остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих процессы деградации почв сельскохозяйственных и иных угодий или способствующих их развитию.

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве осуществляется с учетом необходимости:

- охраны окружающей среды от  вредного воздействия сельскохозяйственных мероприятий. Сельскохозяйственные предприятия и организации обязаны рационально использовать землю и воду, проводить меры по предупреждению их истощения, улучшению земель, повышению продуктивности почв, борьбе с эрозией, а также по предотвращению гибели животных при осуществлении сельскохозяйственных работ. Вокруг крупных животноводческих и птицеводческих ферм и комплексов устанавливаются санитарно-защитные зоны. При строительстве и эксплуатации мелиоративных систем должны приниматься меры по сохранению водного баланса на окружающей территории, по охране рыбных запасов в водоемах и др.;

- охраны земель, вод, лесов, недр, животного мира от загрязнения  производственными отходами и химическими веществами. Строительство и эксплуатация сельскохозяйственных предприятий должны соответствовать общим требованиям об обеспечении вводимых объектов очистными сооружениями, обезвреживающими сточные воды и другие отходы, о проведении мер по их утилизации путем использования в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственные предприятия  и организации должны соблюдать  правила транспортировки, хранения и применения химических веществ  по борьбе с вредителями и болезнями  растений, гербицидов, пестицидов, стимуляторов роста растений, минеральных удобрений и других агрохимикатов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

 

2. Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве

 

В процессе производственной деятельности, человек может отрицательно влиять на природные объекты. Все  чаще мы сталкиваемся неблагоприятной  экологической обстановкой, которая  негативно отражается на нашем здоровье и основном народном достоянии —  земле. Говоря об этой теме, еще раз  важно подчеркнуть ст. 36 Конституции  РФ, которая, как уже сообщалось выше, упоминает об экологической этике (требованиях) при эксплуатации земельных  участков.

Эти требования закреплены в Земельном кодексе РФ Закона «Об охране окружающей природной  среды», а также ряде других нормативных  актов.

Одной из актуальных проблем  является превышение нормативов предельной концентрации вредных веществ. Пользователь часто превышает эти нормативы, что конечно негативно сказывается  на экологической обстановке в данном регионе.

Вопросы охраны окружающей природной среды закреплены в  нормах Земельного кодекса, в частности  в ст. 1 ЗК РФ закреплены такие основополагающие принципы как:

  • приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  • учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на земельные участки.

В законе «Об охране окружающей природной среды» в статьях 25-34 раздела IV устанавливаются нормы, регламентирующие качество (состояние) окружающей среды. Закон выдвигает одно из важных требований для таких нормативов — соответствие международным стандартам. (Конечно  же, все мы знаем, что в настоящее  время наша страна мало подготовлена для выполнения нормативов предельно  допустимых выбросов принятых в мире, поэтому, согласно ст. 54 выбросы, сбросы допускаются только на основании  разрешения органов охраны окружающей природной среды.) Нормы направлены на определение допустимых границ воздействия  на окружающую природную среду и  устанавливают механизмы, гарантирующие  ее безопасность. Здесь законодатель вводит такие понятия, как оценка качества (состояния) окружающей природной  среды, она осуществляется путем  установления предельно допустимых концентраций вредных веществ; для  вредных химических веществ установлены  предельно допустимые уровни вредных  воздействий. Закон об охране окружающей природной среды предусматривает  возможность установления более  строгих нормативов воздействия  с учетом природно-климатических  особенностей территорий: государственных  природных заповедников, национальных и природных парков, курортов и  рекреационных зон.

Необходимо также учитывать  экологические требования при природопользовании (по существу они закреплены во всех статьях с 40 по 57 Закона об охране окружающей среды). Собственник не только должен не нарушать, но и предпринимать  определенные меры для улучшения  качества, повышения плодородия и  т. п. По существу это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных видов (землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом и животным миром).

Закон подходит к такому понятию, как экологизация природопользования, которое означает всемерное улучшение  его охраны от различных вредных  техногенных и антропогенных  воздействий, приводящих к ухудшению  окружающей природной среды. Так, земли  охраняются от эрозии и заражения, загрязнения, истощения и т. д. В то же время  предусматриваются меры предупреждения вредного влияния природных явлений, ликвидации их последствий (селевых  потоков, оползней и т. д.).

Предусматриваются меры экономического стимулирования, экологической экспертизы, усиления экологического контроля, традиционной юридической ответственности, а  также специальной эколого-правовой ответственности (прекращение права  землепользования и т. д.). Существуют также нормы, полностью запрещающие  использование определенных веществ, список которых постоянно пополняется. Этим вопросом занимаются органы Госсанэпиднадзора  и Министерство Охраны окружающей природной  среды.

В целях обеспечения нормализации экологической обстановки законодательство предусматривает также и меры поощрения — экономическое стимулирование собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование  и охрану земель (ст. 13 Земельного кодекса  РФ).

Ранее действующим законодательством  была предусмотрена возможность  освобождения от платы за земельные  участки, находящиеся на стадии сельскохозяйственного  освоения, в период, предусмотренный  проектом производства работ новый  Земельный кодекс, к сожалению  такого положения не предусматривает. Очень сухо в ЗК РФ определена возможность  применения мер экономического стимулирования, так, п. 8 ст. 13 гласит: «В целях повышения  заинтересованности собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах».

Важнейшей мерой является материальное поощрение руководителей  и членов сельскохозяйственных коммерческих организаций за улучшение качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда, поскольку дает пользователю экономически выгодную позицию заботиться о природе, данного положения также нет  в новом Земельном Кодексе  РФ, но, несомненно, его введение сыграло  бы неоценимую роль в охране окружающей природной среды. Вполне оправдано  было бы и введение повышенных цен  на экологически чистую продукцию. Собственнику земельного участка должно быть выгодно  заботиться о природе, а не загрязнять ее.

Как мера обеспечения экологической  безопасности согласно Закону «Об охране окружающей природной Среды» в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное экологическое страхование  предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности  и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и  катастроф.

Страхование имущественной  ответственности предприятий и  организаций всех форм собственности  на случай загрязнения окружающей среды (экологическое страхование) должно являться формой возмещения ущерба, причиненного в результате внезапного, не преднамеренного  и неожиданного загрязнения ими  окружающей среды. Экологические страховые  платежи могут выступать в  качестве вида платежей за будущие  аварийные выбросы (сбросы) вредных  веществ в атмосферу, воду, землю  и т.п. Страховое возмещение по экологическому страхованию должно выплачиваться  конкретным отдельным физическим и  юридическим лицам в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, и устанавливаемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом, предусмотренным законодательством, порядке.

Информация о работе Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства