Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:10, реферат
Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека.
Введение………………………………………………………………………..….3
Обоснование проблемы необходимости охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйственного производства………………….4
Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве…………………………………………………………………………..6
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения……………….…………………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………...…………...20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Управления и Права
Реферат по дисциплине «Аграрное право»
на тему:
«Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства».
Выполнила: студентка
Группы ЭУП (АПК) – 41
Кутасова О.О.
Проверил:
доц. каф УиП
Столярова М.С.
г. Йошкар – Ола
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………...…………..
Введение
Никакая другая отрасль
общественного производства не связана
так с использованием природных
ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь
труд земледельца и животновода
- это по существу использование
природы, окружающей нас естественной
среды для удовлетворения потребностей
человека. Сельское хозяйство необходимо
рассматривать как огромный, постоянно
действующий механизм охраны, культивирования
живых природных богатств, и подходить
к нему следует еще под одним
углом зрения - охраны окружающей среды.
Поэтому в условиях аграрного
производства использование природных
ресурсов и, прежде всего, земли должно
сочетаться с мерами по охране окружающей
среды. Плоды труда человека на земле
- это самая необходимая
Тысячелетиями считалось,
что сельское хозяйство является другом
природы. Оно ближе к природе по своей
сущности, широко использует силы природы
непосредственно в производственном процессе
и, казалось бы, более других отраслей
экономики заинтересовано в том, чтобы
природа была чистой, живой, плодотворной.
Но в прошедшем столетии за короткий срок
положение изменилось коренным образом.
В результате внедрения в сельское хозяйство
индустриальных методов производства
изменилось соотношение сил между природой
и сельскохозяйственной отраслью экономики.
Применение сложной и тяжелой машинной
техники, химизация и мелиорация земель,
концентрация производства, особенно
в животноводстве, сделали природу весьма
уязвимой перед лицом современного сельскохозяйственного
производителя.
1. Обоснование
проблемы необходимости охраны
окружающей среды от вредного
воздействия
В современных условиях
развития сельского хозяйства его
отрицательное воздействие на природу
во многих случаях становится более
серьезным, чем влияние других отраслей
общественного производства. Именно
с развитием сельского
Традиционно считалось,
что основными нарушителями природного
равновесия являются промышленность и
транспорт, а возможное вредное влияние
сельского хозяйства на окружающую среду
недооценивалось. Однако еще в 60-х годах
на первое место по загрязнению выдвинулось
сельское хозяйство. Это связано с двумя
обстоятельствами:
1) первое - это строительство животноводческих ферм и комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся навозосодержащих отходов и их утилизации
2) второе - нарушение
норм и правил применения минеральных
удобрений и ядохимикатов, которые вместе
с дождевыми потоками и подземными водами
попадают в реки и озера, нанося серьезный
ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным
запасам и растительности. Поэтому в сфере
общественного производства серьезным
источником загрязнения окружающей среды,
наряду с промышленностью и транспортом,
становится и сельское хозяйство.
Эффективность сельскохозяйственного
производства, темпы его роста зависят
от состояния почв, а также от правильной
организации мероприятий по их охране.
Однако в настоящее время состояние земель
Российской Федерации, находящихся в сфере
сельскохозяйственной деятельности, остается
неудовлетворительным. Проводимые в стране
преобразования земельных отношений,
отразившись на динамике структуры земельного
фонда, не привели к улучшению использования
земель, снижению неблагоприятных антропогенных
воздействий на почвенный покров, вызывающих
процессы деградации почв сельскохозяйственных
и иных угодий или способствующих их развитию.
Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве осуществляется с учетом необходимости:
- охраны окружающей среды от
вредного воздействия
- охраны земель, вод, лесов, недр, животного мира от загрязнения производственными отходами и химическими веществами. Строительство и эксплуатация сельскохозяйственных предприятий должны соответствовать общим требованиям об обеспечении вводимых объектов очистными сооружениями, обезвреживающими сточные воды и другие отходы, о проведении мер по их утилизации путем использования в сельском хозяйстве.
Сельскохозяйственные
2. Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
В процессе производственной деятельности, человек может отрицательно влиять на природные объекты. Все чаще мы сталкиваемся неблагоприятной экологической обстановкой, которая негативно отражается на нашем здоровье и основном народном достоянии — земле. Говоря об этой теме, еще раз важно подчеркнуть ст. 36 Конституции РФ, которая, как уже сообщалось выше, упоминает об экологической этике (требованиях) при эксплуатации земельных участков.
Эти требования закреплены в Земельном кодексе РФ Закона «Об охране окружающей природной среды», а также ряде других нормативных актов.
Одной из актуальных проблем
является превышение нормативов предельной
концентрации вредных веществ. Пользователь
часто превышает эти нормативы,
что конечно негативно
Вопросы охраны окружающей природной среды закреплены в нормах Земельного кодекса, в частности в ст. 1 ЗК РФ закреплены такие основополагающие принципы как:
В законе «Об охране окружающей
природной среды» в статьях 25-34 раздела
IV устанавливаются нормы, регламентирующие
качество (состояние) окружающей среды.
Закон выдвигает одно из важных требований
для таких нормативов — соответствие
международным стандартам. (Конечно
же, все мы знаем, что в настоящее
время наша страна мало подготовлена
для выполнения нормативов предельно
допустимых выбросов принятых в мире,
поэтому, согласно ст. 54 выбросы, сбросы
допускаются только на основании
разрешения органов охраны окружающей
природной среды.) Нормы направлены
на определение допустимых границ воздействия
на окружающую природную среду и
устанавливают механизмы, гарантирующие
ее безопасность. Здесь законодатель
вводит такие понятия, как оценка
качества (состояния) окружающей природной
среды, она осуществляется путем
установления предельно допустимых
концентраций вредных веществ; для
вредных химических веществ установлены
предельно допустимые уровни вредных
воздействий. Закон об охране окружающей
природной среды
Необходимо также учитывать экологические требования при природопользовании (по существу они закреплены во всех статьях с 40 по 57 Закона об охране окружающей среды). Собственник не только должен не нарушать, но и предпринимать определенные меры для улучшения качества, повышения плодородия и т. п. По существу это означает экологизацию природопользования и всех его конкретных видов (землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом и животным миром).
Закон подходит к такому понятию, как экологизация природопользования, которое означает всемерное улучшение его охраны от различных вредных техногенных и антропогенных воздействий, приводящих к ухудшению окружающей природной среды. Так, земли охраняются от эрозии и заражения, загрязнения, истощения и т. д. В то же время предусматриваются меры предупреждения вредного влияния природных явлений, ликвидации их последствий (селевых потоков, оползней и т. д.).
Предусматриваются меры экономического
стимулирования, экологической экспертизы,
усиления экологического контроля, традиционной
юридической ответственности, а
также специальной эколого-
В целях обеспечения нормализации
экологической обстановки законодательство
предусматривает также и меры
поощрения — экономическое
Ранее действующим законодательством была предусмотрена возможность освобождения от платы за земельные участки, находящиеся на стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ новый Земельный кодекс, к сожалению такого положения не предусматривает. Очень сухо в ЗК РФ определена возможность применения мер экономического стимулирования, так, п. 8 ст. 13 гласит: «В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах».
Важнейшей мерой является материальное поощрение руководителей и членов сельскохозяйственных коммерческих организаций за улучшение качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда, поскольку дает пользователю экономически выгодную позицию заботиться о природе, данного положения также нет в новом Земельном Кодексе РФ, но, несомненно, его введение сыграло бы неоценимую роль в охране окружающей природной среды. Вполне оправдано было бы и введение повышенных цен на экологически чистую продукцию. Собственнику земельного участка должно быть выгодно заботиться о природе, а не загрязнять ее.
Как мера обеспечения экологической безопасности согласно Закону «Об охране окружающей природной Среды» в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.
Страхование имущественной ответственности предприятий и организаций всех форм собственности на случай загрязнения окружающей среды (экологическое страхование) должно являться формой возмещения ущерба, причиненного в результате внезапного, не преднамеренного и неожиданного загрязнения ими окружающей среды. Экологические страховые платежи могут выступать в качестве вида платежей за будущие аварийные выбросы (сбросы) вредных веществ в атмосферу, воду, землю и т.п. Страховое возмещение по экологическому страхованию должно выплачиваться конкретным отдельным физическим и юридическим лицам в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, и устанавливаемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом, предусмотренным законодательством, порядке.
Информация о работе Правовые меры охраны окружающей среды от вредного воздействия с/х производства