Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Основными требованиями по охране недр являются: обеспечение полного и комплексного изучения недр, соблюдение установленного порядка предоставление недр в пользование и недопущения самовольного пользования недрами; наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления. Пожаров и от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых; предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и т.д.

Содержание

Введение
1.1 Понятие недр и состав государственного фонда
1.2 Право собственности на недра
1.3 Право пользования недрами и его виды
1.4 Порядок предоставления недр и земель предназначенных для использования недр
1.5 Правовой режим земель использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых (общераспространенных и не общераспространенных)
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контр. природоресурс.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная  дисциплина: ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО 
 
 
 
 
 

Номер группы:  

Наименование  специальности: юриспруденция 

Студент: _______________________________ 
 

Проверил: _____________________________________

(фамилия,  имя, отчество преподавателя) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2012 год

     


 

Содержание реферата: 

Введение

1.1 Понятие недр и  состав государственного  фонда

1.2 Право собственности  на недра

1.3 Право пользования  недрами и его  виды

1.4 Порядок предоставления  недр и земель  предназначенных  для использования недр

1.5 Правовой режим  земель использованных  для разработки  недр и добычи  полезных ископаемых (общераспространенных  и не общераспространенных)

Заключение  

    Список  используемой литературы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Тема:  Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми 

Введение

     В единой системе природной среды  недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

     Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 Закон  РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального  закона от 8 февраля 1995 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

     Данный  Закон содержит правовые и экономические  основы комплексного рационального  использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

     Законодательство  РФ о недрах основывается на Конституции  РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов  и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

     Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.).

     Специфические отношения, связанные с геологическим  изучением и добычей отдельных  видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.

     Субъекты  РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая  подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

     Участки недр и права пользования ими  не могут быть предметом купли- продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

     Новый Закон РФ «О недрах» более четко  охватывает и регулирует отношение  в сфере недропользования, т.к. «Основы  законодательства о недрах» не настолько  рассматривали данные отношения. Новый Закон РФ «О недрах» коренным образом повлиял на изменения земельного строя в России (хотя и земельная реформа была принята в 1990 году, Закон РФ «О недрах» дополнил тогда еще не полностью сформировавшуюся реформу). Иными словами, перестала существовать исключительная государственная собственность на недра. Практическую значимость приобрели вопросы регулирования сделок с землями, предоставленными для добычи полезных ископаемых. А это в первую очередь охрана и защита недр; ее рациональное использование; контроль специальных органов за использованием недр; выявление месторождений полезных ископаемых и т.д. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государств и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств. Все вопросы, связанные с пользованием и разработкой недр регулируются не только Законом РФ «О недрах», но и многими другим Законами и подзаконными актами РФ. Например, Положение о порядке лицензирования пользования недрами 1992 года хорошо рассматривает поэтапно порядок предоставления прав пользования недрами.

     Вообще  правовой режим земель предоставленных  для пользования недрами несколько  специфичен. Во-первых, под правовым режимом земель предоставленных  для пользования недрами следует понимать особую целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования. Во-вторых, недра для нас являются естественной кладовой, в которой хранятся минеральные ресурсы природного происхождения и являются для нас бесценными находками, т.к. недра это составляющая часть нашей экономики страны. Поэтому я считаю, что законодательство в сфере недропользования, должно быть еще и очень совершенным. Ведь мы не можем допустить разворовывания другими государствами или не выявление полезных ископаемых геолого-разведывательными работами.

     В настоящее время Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на не совершенное законодательство природно-ресурсного права. В будущем будет создаваться комитет или орган, который будет контролировать все министерства в природно-ресурсной, горной, водной, лесной, земельной сфере и постепенно строить новую юридическую базу для земельных отношений и природно-охранного и аграрного законодательства.

     Земли, предоставленные для разработки недр, самостоятельной категории  не образуют и входят в состав земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы  геологического изучения недр, воспроизводства  минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.  

1.1 Понятие недр и  состав государственного фонда

     Недра являются частью земной коры, расположенной  ниже почвенного слоя, а при его  отсутствии - ниже земной поверхности  и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра Российской Федерации и ее субъектов составляют единый государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и неиспользуемые части недр. В состав единого государственного фонда недр включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории Российской Федерации и ее субъектов.

Богатство недр земли относится к числу  исчерпаемых и невозобновимых природных  ресурсов, поскольку использование  богатства недр сопровождается истощением их запасов.

     Недра как заполненное веществом природы пространство, находящиеся под поверхностью земли, являются естественной кладовой, в которой таятся разнообразные минеральные и другие природные ресурсы, жизненно необходимые для экономической жизни общества. Наряду с этим, выступая в качестве важнейшего элемента природной среды, недра являются базисом, фундаментом наземного рельефа, почему значительные изменения внутри недр сопровождаются существенными изменениями рельефа поверхности земли.

     В 1994 г. совместно с органами власти субъектов Федерации практически завершено формирование системы управления государственным фондом недр и организационного обеспечения лицензирования недропользования.

     Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Управление  государственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов  Российской Федерации по организации рационального использования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

     Основными функциями управления государственным  фондом недр являются: распределение  и перераспределение участков недр между природопользователями, государственная  регистрация и государственный  учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.

Распределение и перераспределение недр между природопользователями производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд.

     Владение, пользование и распоряжение государственным  фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах  народов, проживающих на соответствующих  территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования  недр в пределах своих полномочий утверждают Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

     Под землями для пользования недрами  понимаются земли, права на которые  возникли у различных субъектов  по основаниям, предусмотренным действующим  земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого невозможно без пользования земельного участка.

Особенность земель для пользования недрами  состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории  земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.  

1.2 Право собственности  на недра

     Российская  правовая система подразделяется на составляющие ее элементы (нормы, институты, отрасли). Наиболее важным элементом  системы представляется правовой институт, в частности, институт права собственности. В условиях формирования новой правовой системы, ориентированной на рыночную экономику, институт права собственности является одним из центральных, в его составе, возможно, выделить институт собственности на недра и ресурсы недр.

Институт  собственности на недра и ресурсы  недр представляет собой совокупность правовых норм различных отраслей права - государственного, гражданского, земельного, экологического, финансового, административного, иначе говоря, данный институт имеет не только гражданско-правовой характер. В юридической литературе можно найти несколько мнений о правовой природе института права собственности вообще.

     Наиболее  разработанным представляется гражданско-правовой институт собственности. В соответствии с гражданским законодательством право собственности - наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю - собственнику определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство. Как отмечает Т. Н. Малая, «комплексный институт права государственной собственности не может целиком входить в состав конкретной (будь то гражданское или государственное право) отрасли права, т. к. всякая отрасль отличается не только предметом, но и методом правового регулирования».

Информация о работе Правовое регулирование пользования общераспространенными полезными ископаемыми