Правовое регулирование использования земель населенных пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Земли населенных пунктов – одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ. Несмотря на то, что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной – на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры.

Работа содержит 1 файл

контр.раб.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Вопрос  № 1..........................................................................................................3

Задача  № 1..........................................................................................................11

Задача  № 2..........................................................................................................13

Список  использованной литературы................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Правовое регулирование использования

земель  населенных пунктов. 

       Земли населенных пунктов – одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ. Несмотря на то, что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной – на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

     Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию и охране земель населенных пунктов, градостроительной деятельности являются Конституция РФ, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, федеральные законы (такие как: ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»; ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и др.), принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и в пределах своих полномочий органов местного самоуправления.

     Градостроительные отношения регулируются  также лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников культуры и истории) народов РФ, иным законодательством РФ, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

     Правовой режим земель населенных  пунктов представляет собой установленный нормами земельного и градостроительного законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах границы населенного пункта, определяющий права и обязанности субъектов прав на земельные участки, посредством градостроительного планирования, территориального зонирования и регулирования застройки в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития населенного пункта. «Главная цель всех перечисленных мероприятий – компактно разместить разнородные объекты, порой трудно совместимые друг с другом (например, промышленное производство и жилье, сложные системы подземных и воздушных коммуникаций транспорта, связи, энергоснабжения, канализации), обеспечить их функционирование при соблюдении экологических, санитарных, противопожарных, градостроительных и т.п. норм»1.

     С принятием в 2001 г. нового Земельного кодекса наименование данной категории земель изменилось – она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено – теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

    Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1. ст. 83 ЗК)2.

    Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

    Изменением  границ населенных пунктов  является3: изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

    В свою очередь, утверждение изменения  границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

    Включение земельных участков в границы  населенных пунктов не влечет за собой  прекращение прав собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

    В состав земель населенных пунктов могут  входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

    1) жилым;

    2) общественно-деловым;

    3) производственным;

    4) инженерных и транспортных инфраструктур;

    5) рекреационным;

    6) сельскохозяйственного использования;

    7) специального назначения;

    8) военных объектов;

    9) иным территориальным зонам.

    Земли, входящие в состав пригородных зон, подобно землям населенных пунктов и некоторых иных категорий, не однородны по своему составу. Во-первых, в них могут входить земли различного целевого назначения (кроме земель населенных пунктов, если речь идет о сельских населенных пунктах с численностью населения 100 человек, не входящих в состав поселений), а следовательно, имеющие различный правовой режим. Во-вторых, территории пригородных зон подлежат зонированию -  действующее законодательство предусматривает возможность выделения в их составе четырех видов территорий (зон):

    • территории сельскохозяйственного производства;
    • зоны отдыха;
    • резервные земли для развития города;
    • зеленые зоны.

    Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

    Согласно  ст. 4.1. ФЗ 4орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

    Земли населенных пунктов используются преимущественно  как территориальный базис и предназначены для размещения жилых строений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов социальной и транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и местного самоуправления. Часть земель выделяется для организации отдыха граждан на природе и поддержания благоприятного экологического микроклимата.

    По  общему правилу, земли населенных пунктов  не ограничиваются по формам собственности. Приватизация федеральных земель осуществляется с учетом действующих требований для отдельных категорий земель (зон). Приватизация осуществляется за плату в порядке купли-продажи права собственности, установленном для приватизации земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом не допускается приватизация земель общественного пользования, занятых площадями, улицами, дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водоемами, пляжами, земель, предоставленных для ведения сельского хозяйства, использования и охраны недр, земель, зараженных опасными веществами и подверженных биогенному заражению, земельных участков, находящихся во временном пользовании. Также не подлежат приватизации земли особо охраняемых территорий, земли, занятые объектами обороны. Приватизация может быть также ограничена законодательством субъектов РФ и решениями органов самоуправления применительно соответственно к субъектным и муниципальным землям5.

    На  основании общих правил допускаются передача земельных участков гражданам и организациям в пользование на праве аренды, постоянного и временного пользования, пожизненного наследуемого владения. Допускается пользование земельными участками на праве публичного или частного сервитутов. Особые условия установлены для права аренды, которое передается гражданам и организациям в порядке купли-продажи.

    В случае,  если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками в течение срока может быть прекращено органами го-

сударственной власти субъектов РФ6.

    В случае, если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставлены на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, аренда таких земельных участков в течение срока может быть прекращена по инициативе органов государственной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ независимо от оснований7.

    На  землях населенных пунктов действует  общее правило о целевом использовании земельных участков, которое определяется в порядке подготовки и утверждения генеральных планов. Генеральные планы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления для городских и сельских поселений, органами соответствующего субъекта РФ — для городов и пригородных зон, а для городов федерального значения - органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга.

    Подготовка  генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

    Правилами землепользования и застройки устанавливается  градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков

    Для земельных участков, расположенных  в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений8.

Информация о работе Правовое регулирование использования земель населенных пунктов