Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
Актуальность настоящей работы вызвана тем, что земля является одним из наиболее распространенных и одновременно одним из наиболее ценных элементов окружающей среды. На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба, чуть ли не за каждый метр земли.
Повышенный интерес к земле объясняется тем, что без нее невозможно осуществлять любую человеческую деятельность в полном объеме. Земля является важнейшим природным ресурсом, источником существования.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика права собственности на землю по законодательству РФ 5
1.1 Понятие особенности права на землю 5
1.2 Земельный участок как объект права собственности 10
Глава 2. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю 17
2.1 Основания возникновения права собственности на землю по законодательству РФ 17
2.2 Основания прекращения права собственности на землю 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Для строительства или
иных целей гражданам и юридическим
лицам земельные участки, находящиеся
в государственной или
Прежде всего, необходимо
отметить, что не допускается отказ
в предоставлении в собственность
граждан и юридических лиц
земельных участков, находящихся
в государственной или
Предоставление гражданам
и юридическим лицам земельных
участков из земель, находящихся в
государственной или
Гражданин или юридическое
лицо, заинтересованное в предоставлении
земельного участка для строительства,
обращаются в исполнительный орган
государственной власти или орган
местного самоуправления (в дальнейшем
- орган управления землей) с заявлением
о выборе земельного участка, его
примерном размере и
В п. 4 ст. 30 ЗК РФ16 предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. Он устанавливает положение, когда гражданин или юридическое лицо может ознакомиться с заранее подготовленным проектом границ земельного участка и его установленными границами на местности, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, условиями проведения торгов (аукционов, конкурсов) и т.п. В этом случае гражданин или юридическое лицо освобождается от контактов с многочисленными работниками органов управления землей.
В ЗК РФ предусмотрен упрощенный
порядок предоставления гражданам
земельных участков, находящихся
в государственной или
Таким образом, предоставление
гражданам и юридическим лицам
в собственность земельных
Под прекращением права частной
собственности на земельный участок
понимается совокупность юридических
и фактических действий, совершаемых
собственником или органом
Существует несколько
классификаций прекращения
Общие основания прекращения прав на земельный участок установлены ст. 44 - 48 ЗК РФ. От прекращения прав следует отличать их ограничения, когда субъект не лишается данной правовой возможности, но она временно не может быть реализована, право в таком случае как бы "консервируется", но полностью восстанавливается с отпадением оснований для ограничения.
В числе оснований прекращения права собственности на земельный участок ЗК РФ называет и отказ собственника от права собственности (ст. 44 ЗК РФ18), а в ст. 53 ЗК РФ19 содержится более подробное регулирование возникающих при этом отношений. В частности, п. 1 ст. 53 ЗК РФ предусмотрено, что отказ от принадлежащего собственнику права на земельный участок не влечет за собой прекращения соответствующего права. Эта норма требует пояснений.
Рассматриваемое правило является аналогичным норме гражданского права, изложенной в п. 2 ст. 9 ГК РФ20: "Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом". Смысл такого рода оговорок состоит в том, что следует различать право как предусматриваемую и защищаемую законом возможность определенного поведения, с одной стороны, и как фактические действия, реализующие эту возможность, - с другой. Понятие "отказ" целесообразно рассматривать как заявление об этом, намерение в данном конкретном случае не использовать имеющиеся возможности; именно поэтому в п. 1 ст. 53 ЗК РФ для характеристики отказа в скобках дополнительно указано - "подача заявления об отказе". Допустимы и другие формы отказа, в том числе безвозмездное отчуждение в чью-либо пользу. В целом же к отказу от права собственности на земельный участок следует применять также нормы ст. 236 ГК РФ21, требующие определенности, безусловности, завершенности действий, свидетельствующих об отказе.
В силу п. 2 ст. 53 ЗК РФ такие
участки приобретают правовой режим
бесхозяйной недвижимой вещи, и их
судьба подчиняется правилам ст. 225
ГК РФ. Такие участки принимаются
на учет органом, осуществляющим государственную
регистрацию права на недвижимое
имущество по заявлению органа местного
самоуправления. По истечении года
со дня постановки на учет орган, уполномоченный
управлять муниципальным
Но отказ от прав не освобождает
соответствующее лицо от обязанностей,
которые возложены на него государством
в связи с обладанием земельным
участком. Соответствующая норма
предусмотрена и абз. вторым ст. 236
ГК РФ: "Отказ от права собственности
не влечет прекращения прав и обязанностей
собственника в отношении соответствующего
имущества до приобретения права
собственности на него другим лицом".
Данное положение предопределено тем,
что обладание правом собственности
порождает, не только права, но и обязанности,
обременяет собственника (ст. 210, 211 ГК РФ).
Указанная норма полностью
Самостоятельным основанием
прекращения прав на земельный участок
является изъятие земельного участка
для государственных или
Очевидно, при изъятии
земельного участка для государственных
или муниципальных нужд может
возникнуть несколько различных
ситуаций. Самая простая - когда участок
изымается у собственника, являющегося
гражданином или юридическим
лицом; в таком случае право собственности
просто прекращается. Значительно сложнее
оценить ситуацию, если решение об
изъятии принимает, например, субъект
РФ в отношении участка, находящегося
в муниципальной собственности,
или, скажем, Российская Федерация принимает
решение об изъятии в отношении
земельного участка, находящегося в
собственности субъекта РФ. Более
того, хотя бы теоретически в отношении
одного и того же земельного участка
может быть вынесено решение об изъятии
различными публичными образованиями.
Правового механизма по разрешению
такого рода коллизий пока не создано;
возможность его создания следует
связывать также с завершением
процесса разграничения принадлежности
земель различным публичным
Не просто решать и вопросы
о природе прав публичных образований
в ходе их осуществления. По общему
правилу отношения этих субъектов
в гражданском обороте, где они
выступают как собственники соответствующих
земель, должны строиться с учетом
ст. 124 - 125 ГК РФ - к ним применяются
"нормы, регулирующие участие юридических
лиц..." в гражданских правоотношениях.
Однако не всегда можно сделать вывод
о гражданско-правовой природе отношений
публичных образований, тем более,
если это взаимоотношения публичных
образований друг с другом при
осуществлении ими своих именно
публичных функций. Например, до сих
пор нет ясных ответов на вопрос
об экономической стороне
Закон также не содержит
норм, которые бы увязывали вопросы
изъятия земельных участков для
государственных или
Что же касается общих гарантий и компенсаций при изъятии земельных участков, то они предусмотрены как земельным (ст. 55 ЗК РФ), так и гражданским законодательством (ст. 280 - 283 ГК РФ) и сводятся к следующим:
а) решение об изъятии выносится только в исключительных случаях;
б) такое решение подчиняется строгой процедуре его принятия - проводится государственная регистрация такого решения, мотивировка принятия должна быть основана именно на государственных или муниципальных реальных интересах, орган, принимающий решение, должен обладать надлежащей компетенцией, заинтересованные лица предварительно извещаются;