Право на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Земля как объект отношений, возникающих между людьми и регулируемых правом, является основой жизни и деятельности человека, природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей части окружающей природной среды. Одновременно земля является природным ресурсом, используемым в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, и недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………

1.Возникновение права на землю……………………………………………………
2.Ограничение права на землю………………………………………………………
3.Основания прекращения прав на землю…………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

земельное 1.docx

— 29.83 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………

  1. Возникновение права на землю……………………………………………………
  2. Ограничение права на землю………………………………………………………
  3. Основания прекращения прав на землю…………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Земля как объект отношений, возникающих  между людьми и регулируемых правом, является основой жизни и деятельности человека, природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей части окружающей природной среды. Одновременно земля  является природным ресурсом, используемым в качестве средства производства в  сельском и лесном хозяйстве, и недвижимым имуществом, объектом права собственности  и иных прав. В связи с этим при правовом регулировании отношений, возникающих по поводу земли, в том  числе отношений по возникновению, изменению и прекращению прав на землю, требуется согласованное  применение норм различной отраслевой принадлежности, прежде всего - норм земельного и гражданского права. В юридической  науке по этому вопросу ведется  дискуссия, но общепринятого теоретического подхода к разграничению норм гражданского и земельного законодательства в доктрине сегодня нет.

   Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс Российской Федерации изменил систему  оснований и порядок возникновения, изменения и прекращения прав на землю. При этом впервые в земельном  законодательстве закреплено правило, в соответствии с которым права  на землю возникают по основаниям, установленным гражданским и  иным федеральным законодательством.

   С определенными трудностями при  реализации положений законодательства о возникновении, изменении и  прекращении прав на землю сталкивается и правоприменительная практика. Поэтому представляется важным как  с теоретической, так и с практической точки зрения рассмотрение процесса возникновения, изменения и прекращения  прав на землю, включающего в себя не только отдельные юридические  факты (или составы), влекущие за собой  соответствующие правовые последствия, но и порядок, процедуру возникновения, изменения и прекращения данных прав.

   Сложным и малоизученным также является вопрос об изменении прав на землю. По данной теме вообще не проводилось  специальных научных исследований.

   Указанные обстоятельства обусловили выбор темы работы. 
 
 
 
 
 

  1. Возникновение права на землю
 

  Для возникновения, ограничения и прекращения  прав на земельные участки у собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, обладателей сервитутов необходимо наличие определенных обстоятельств, указанных в законе. 

  Обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав на землю  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов, называются юридическими фактами. 

  В части, касающейся оснований возникновения  прав на землю, ст. 25 ЗК РФ содержит отсылку  к актам гражданского законодательства и федеральным законам, выделяющим юридические события, правомерные  действия, которые служат основанием: возникновения, прекращения и ограничения  прав на землю; приобретения прав на земельные  участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума; предоставления в общую собственность домовладельцев земельных участков, на которых находятся  сооружения, входящих в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения и другие юридические факты. 

  Основаниями возникновения земельных прав и  обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых  могут выступать либо события  или волевые действия, непосредственно  не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывают наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно  направленные на возникновение или  прекращение правовых отношений  юридически значимые действия граждан  или юридических лиц. Последние в свою очередь подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права в отличие от гражданского не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением. 

  Приведенный перечень правоустанавливающих юридических  фактов не является исчерпывающим. Из смысла ст. 8 ГК РФ вытекает, что возникновение гражданских прав и обязанностей обусловливается наличием как определенных юридических фактов, предусмотренных законом, так и действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих как гражданские, так и земельные права и обязанности. 

  В числе юридических действий - волевых  действий граждан и юридических  лиц особо должны быть выделены такие  разновидности юридических актов, как административные акты компетентных органов государства и органов  местного самоуправления, гражданско-правовые сделки с земельными участками, юрисдикционные акты судов, арбитражных судов, третейских судов, с которыми закон связывает возникновение прав на землю граждан, юридических лиц, Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований. 

  Юридическим фактом возникновения земельных  правоотношений, а следовательно, и прав на землю, являются, в частности: решения органов исполнительной власти субъекта РФ, разрешающие продажу земельных участков с изменением целевого назначения земель для несельскохозяйственных целей; решения Правительства РФ или законодательного (представительного органа) государственной власти субъекта РФ, разрешающие изменение целевого назначения земель особо охраняемых территорий для строительства объектов недвижимости; решения органов исполнительной власти субъекта РФ об изъятии и предоставлении земельных участков на землях железнодорожного транспорта, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти железнодорожного транспорта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о разрешении строительства объектов недвижимости на землях водного фонда, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области управления лесным хозяйством и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, и другие административные акты компетентных органов государства и органов местного самоуправления. 

  Особым  основанием возникновения права  частной собственности на землю  граждан и юридических лиц  является приватизация земель, находящихся  в государственной и муниципальной  собственности. Ее основу составляют специальные  нормативные правовые акты, регулирующие проведение земельной реформы, в  ходе которой значительная часть  государственных и муниципальных земель была передана в частную собственность граждан и юридических лиц на основании актов о приватизации. Отсутствие в Земельном кодексе РФ понятия приватизации как юридического факта перехода земель из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц вовсе не означает отказа от этой идеи, которая нашла закрепление в положениях Кодекса, регулирующих, например, приобретение в собственность земельных участков гражданами, имеющими титул права постоянного (бессрочного) пользования (п. 5 ст. 20)*(22).

  1. Ограничение права на землю

  Права на землю могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). В указанных  случаях земельное законодательство допускает ограничение земельных  прав, которое представляет собой  стеснение прав и интересов субъектов  в целях достижения разумного  баланса между интересами обладателей  земельных участков и иными лицами, а также охраны земель (ст. 12, 13 ЗК РФ). 

  Необходимость ограничения прав на земельные участки  опирается на обусловленность соблюдения значительного числа интересов  в отношении земельных ресурсов, являющихся достоянием народов, производственным базисом человеческого существования  и основой жизнедеятельности. 

  Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным  кодексом РФ, федеральными законами. Субъекты РФ не вправе устанавливать ограничения прав на землю, поскольку этот вопрос не только относится к сфере компетенции Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции, ст. 56 п. 1 ЗК РФ), но и затрагивает гражданский аспект содержания земельных прав (п. "о" ст. 71 Конституции РФ) и гарантии их осуществления гражданами Российской Федерации. 

  В соответствии с земельным законодательством  могут устанавливаться следующие  ограничения прав на землю: 

  1) особые условия использования  земельных участков и режим  хозяйственной деятельности в  охранных, санитарно-защитных зонах; 

  2) особые условия охраны окружающей  среды, в том числе животного  и растительного мира, памятников  природы, истории и культуры, археологических  объектов, сохранения плодородного  слоя почвы, естественной среды  обитания, путей миграции диких  животных; 

  3) условия начала и завершения  застройки или освоения земельного  участка в течение установленных  сроков по согласованному в  установленном порядке проекту  строительства, ремонта или содержания  автомобильной дороги (участка автомобильной  дороги) при предоставлении прав  на земельный участок, находящийся  в государственной или муниципальной  собственности; 

  4) иные ограничения использования  земельных участков в случаях,  установленных Земельным кодексом  РФ, федеральными законами. 

  Ограничения прав на землю устанавливаются Земельным  кодексом РФ, Законами "О животном мире", "О Государственной границе", "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране и использовании памятников истории  и культуры", Водным, Лесным кодексами  и другими Федеральными законами. 

  Одни  из самых значительных ограничений  установлены в отношении использования  сельскохозяйственных земель. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, пользователи обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, которые обеспечивали бы воспроизводство  плодородия земель сельскохозяйственного  назначения, а также исключали  бы или ограничивали неблагоприятное  воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать  стандарты, нормы, нормативы, правила  и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий (ст. 8 Закона "О государственном  регулировании и обеспечении  плодородия земель сельскохозяйственного  назначения"). 

  Земельные участки, находящиеся в зоне мелиоративных  земель, предоставляются и изымаются  для проведения мелиоративных мероприятий  в установленном порядке, при  этом участки, граничащие с участками  мелиорируемых земель, могут использоваться для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования  чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским  и земельным законодательством (ст. 26 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"). 

Информация о работе Право на землю