Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:42, контрольная работа
Земельный вопрос для России, наверное, будет актуален всегда. В других странах, где мало земли и большое население, он не актуален, а для нас этот самый вопрос вечен и практически неразрешим. У нас мало земли? Площадь земельного фонда России 1709 млн. га. Даже в Москве и Московской области, которые традиционно считаются наиболее густонасе-ленными районами страны, жилой недвижимостью застроено всего 4,3% имеющейся площади. Создается впечатление, что основная цель законода-тельства – не регулирование земельных отношений, а наоборот.
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые аспекты регулирования земельно-имущественных правоотношений .………………..…………..…………………………...…….
1.1. Развитие земельных правоотношений ………….……………..
1.2. Современная реформа и ее итоги ………..…………………….
Глава 2. Право частной собственности на землю ….………………………..
2.1. Формы собственности на землю …….………….……………..
2.2. Частная собственность на землю ……………….……………..
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы ………………………………………... 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Международный Славянский институт
Ульяновский филиал
Факультет юридический
Специальность: юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Земельное право"
на тему "Право частной собственности на землю"
Выполнил:
Проверил: |
Студент группы 136-Ю Володин Д.В.
Калашникова А.И. |
Ульяновск 2011
Содержание:
Введение ……………………………………………………… Глава 1. Правовые аспекты регулирования
земельно-имущественных правоотношений
.………………..…………..…………………………...…… 1.1. Развитие земельных правоотношений ………….…………….. 1.2. Современная реформа и ее итоги ………..……………………. Глава 2. Право частной собственности на землю ….……………………….. 2.1. Формы собственности на землю …….………….…………….. 2.2. Частная собственность на землю ……………….…………….. Заключение ………………………………………………… Список использованной литературы ………………………………………... |
3
8 8 15 20 20 21 33 37 |
Введение.
Земельный вопрос для России, наверное, будет актуален всегда. В других странах, где мало земли и большое население, он не актуален, а для нас этот самый вопрос вечен и практически неразрешим. У нас мало земли? Площадь земельного фонда России 1709 млн. га. Даже в Москве и Московской области, которые традиционно считаются наиболее густонаселенными районами страны, жилой недвижимостью застроено всего 4,3% имеющейся площади. Создается впечатление, что основная цель законодательства – не регулирование земельных отношений, а наоборот.
Сначала был затянувшийся на целое десятилетие процесс принятия Земельного кодекса, который к моменту его принятия мог бы уже и не приниматься, поскольку земельные отношения не стояли на месте, а развивались и регулировались подзаконными нормативными правовыми актами, законодательством субъектов Российской Федерации. Основной вопрос Земельного кодекса – частная собственность на землю. Основное возражение – если допустить частную собственность на сельскохозяйственные земли, то все продадут под застройку и сельское хозяйство погибнет. Пока в кабинетах власти законодатели, озабоченные судьбой сельского хозяйства и крестьян, спорили о том, насколько возможно передать в частную собственность землю, жизнь шла своим чередом. И к моменту принятия Земельного кодекса 80% сельскохозяйственных земель были переданы в частную собственность в виде земельных паев. Землю в частную собственность передали, а распоряжаться землей фактически запретили.
Что произошло за эти десять лет? Возникла своеобразная форма частной собственности. Собственник вправе владеть участком (находиться на участке), пользоваться (картошку сажать), а распоряжаться (продать) не может. Более того, у собственника нет свидетельства о праве собственности, а есть, например, свидетельство о том, что этот участок ему предоставлен решением поселкового Совета, но при этом он платит земельный налог. С юридической точки зрения, такого гражданина собственником считать нельзя, так как, во-первых, собственник - это лицо, наделенное всей полнотой правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а во-вторых, налоги на имущество платят только собственники. Кроме того, государство оставляет за собой право земельный участок у гражданина изъять и заплатить выкупную цену, которую определяет не собственник, а некий оценщик.
Жизнь, однако, идет своим чередом, а гражданин уже владеет этим участком десять лет, пока в кабинетах Земельный кодекс обсуждали, так дайте ему возможность свое право на землю узаконить – зарегистрировать и жить спокойно дальше. Гражданин этот живет в правовом государстве, исправно платит земельный налог и надеется, что законодатели пекутся исключительно о его интересах, принимают такие законы, которые защищают интересы гражданина. А чтобы зарегистрировать собственность на землю, нужна соответствующая информационная и регистрационная база.
Начинается следующий этап решения земельного вопроса и возникает узаконенная путаница при ведении кадастрового учета земель. Об актуальности проведения инвентаризации, кадастрового учета земель и создании единого кадастра недвижимости начали говорить сразу после принятия Земельного кодекса в 2001 году. К середине 2009 года, по разным оценкам, через кадастровый учет прошли всего 30 – 40% земель. В настоящее время существуют три основных базы, которые содержат данные о земельных участках и объектах недвижимости: государственный земельный кадастр, база БТИ, база регистрационной палаты при Минюсте. Соответствующий закон "О государственном кадастре недвижимости" №221-ФЗ был принят в июле 2007 года. В соответствии с этим законом предполагается, что к 2011 году должна быть сформирована вместо трех баз единая информационная база по земле, объектам недвижимости и их собственникам. При попытке свести эти три базы в одну выяснилось, что не совпадают границы участков, неточно описаны объекты, здания и наделы "налезают" друг на друга, поэтому, по мнению экспертов и чиновников, предстоит большая работа и к указанному сроку она вряд ли будет завершена. Гражданин собрал необходимые для регистрации документы, а ему в регистрации права собственности на землю отказано из-за того, что сведения разных ведомств противоречат друг другу. Но гражданин не виноват в том, что о создании единого кадастра недвижимости начали говорить в 2001 году, соответствующий закон приняли в 2007 году, база должна быть сформирована к 2011 году, а реально она будет создана неизвестно когда. А может, и вовсе не будет создана, так как законодатели пекутся об интересах гражданина правового государства и придумают еще что-нибудь.
Чтобы облегчить жизнь гражданину правового государства, который фактически являются собственником земельного участка, владеет им уже давно, картошку на нем сажает, земельный налог исправно платит, придумали "дачную амнистию". Соответствующий закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" №93-ФЗ был принят в июне 2006 года. Идея была простая – гражданин предоставляет фактически любые документы, свидетельствующие о том, что он владеет земельным участком, и ему выдается свидетельство о праве собственности. Ранее к таким документам относились свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком или свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком. "Дачная амнистия" давала возможность гражданину, имеющему на руках, например, решение поселкового Совета о предоставлении земельного участка, оформить право собственности на землю.
Прошло более трех лет, "дачная амнистия" провалилась, своим правом воспользовались немногие. Так, из 12 млн. бывших колхозников, являющихся собственниками земельных паев, зарегистрировали свои права только 400 тысяч (3,3%). Причина в том, что процедура долгая, хлопотная, достаточно затратная. Кроме того, законодатели времени зря не теряют, об интересах гражданина правового государства пекутся постоянно, помогают ему земельный вопрос решать и вносят изменения в законодательство. Гражданин только необходимый пакет документов подготовил, а ему говорят – долго собирали, несите еще одну бумагу, и так бесконечно. Что происходит в результате повышенной заинтересованности властей в решении земельного вопроса? Гражданин, который владеет земельным участком почти двадцать лет, но право собственности не оформил, потому что законодательство совершенствуется, может в любой момент этого участка лишиться. Пример тому - громкая история с поселком "Речник", произошедшая в Московской области.
Раскроем ситуацию подробнее.
Товарищество "Речник" был организовано в 1956 году по решению властей тогдашней Московской области и администрации Канала им. Москвы под коллективные сады работников канала без права постройки капитальных строений. В 1998 году эту территорию включили в природоохранную зону Москворецкого парка. История началась еще в 2006 году, когда по инициативе управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования была проверена законность строительства 400 построек. Тогда Олег Митволь, являясь заместителем главы Росприроднадзора, заявлял, что здания в поселке построены в водоохранной зоне реки Москва, отсутствуют заключения государственной экологической экспертизы, нет других необходимых согласований и разрешительных документов МПР. В 2009 году мотивация изменилась: тот же Олег Митволь, являясь уже префектом САО, обосновывает незаконность построек тем, что они находятся в природоохранной зоне. Водоохранная зона и природоохранная зоны – это территории, обладающие особым правовым статусом, однако правовой режим этих территорий разный.
В данном случае владельцы домов должны были для доказательства в суде законности построенных домов предъявить свидетельство о собственности на эти дома, а при их отсутствии представить кадастровые паспорта на землю, договоры аренды, а также распорядительные документы, разрешающие строительство и реконструкцию на этой земле, то есть документы, свидетельствующие о законных основаниях для возникновения и государственной регистрации имущественных прав на возведенные здания. Но их нет и не могло быть, так как земля выделялась лишь под садоводство … у владельцев сносимых домов нет даже того минимума документов, которого требует "дачная амнистия".
В этой ситуации есть некая двусмысленность. Для доказательства законности возведения построек на этих участках должен быть предоставлен один пакет документов, а именно те, которые перечислены, а для приватизации участков – другой пакет документов. В данном случае, основным документом является решение властей Московской области и администрации Канала им. Москвы о предоставлении участков. Кроме того, если даже земельный участок предоставлен под садоводство, это не исключает право владельца такого участка на возведение некапитального строения. По всей видимости, члены товарищества "Речник" пытались узаконить свои права на земельные участки, воспользовавшись дачной амнистией, но в этом им было отказано. В этой ситуации до сих пор разбирается Генпрокуратура России, в которой 5 февраля 2010 года создана рабочая группа по оценке ситуации вокруг поселка "Речник".
Законом декларируется, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и равные правомочия по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Права всех собственников защищаются равным образом на основании ч.2 ст.8 Конституции и п.4 ст.212 ГК РФ. Земельное законодательство непрерывно совершенствуется уже почти двадцать лет, чтобы обеспечить право на землю. Жизнь гражданина правового государства, который владеет земельным участком все это время, исправно платит земельный налог и сажает картошку, идет своим чередом. Если же гражданин захочет решить свой личный земельный вопрос и оформить право на землю, то не исключено, что он вынужден будет обращаться в суд или в надзорные органы.
С 2010 года по настоящее время в поселке "Речник" силами властей было разрушено уже более 20 домов. Генпрокуратура РФ приостановила снос на время изучения жалоб жителей "Речника". Проблема с правовым статусом поселка не решена до сих пор, а судебные тяжбы жителей и властей продолжаются.
Глава 1. Правовые аспекты регулирования земельно-имущественных правоотношений.
1.1. Развитие земельных правоотношений.
Неатеистическим взглядом зачатки земельного права можно обнаружить уже в Ветхом Завете, так как он являлся сводом правил мудрого существования на Земле. Ветхий Завет можно рассматривать как некоторый эталон решения земельного вопроса. Ветхозаветная земельная этика основана на том, что собственником Земли является Бог, ибо он создал Землю и всё, что на ней находится: "И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт.2:15). Адам и Ева принадлежали Богу и обслуживали Его землю. У них не было ни собственности, ни проблем, связанных с владением имуществом, они не выделяли себя из окружающего мира. Вопрос о собственности появился после грехопадения, когда люди почувствовали стыд наготы и, прикрываясь листьями, как одеждой, в первый раз присвоили то, что им не принадлежало.
С падшим человеком Господь заключил новый договор: "Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3: 17-19). Тяжёлый труд, необходимость добывать пищу и искать защиту привели к тому, что человек стал присваивать продукт своего труда. Грехопадение заложило основу для появления частной собственности.
Новый Завет отменил ограничение на право владения частной собственностью, в том числе и на землю. Он, скорее, указывал наиболее рациональный путь распоряжения землёй. При неформальном признании частной собственности Библия подчеркивает её относительный и временной характер, так как всем распоряжается Бог.
В демократиях Древней Греции и Римской империи существовало право владения землёй, однако оно предоставлялось только гражданам и налагало ряд обязанностей, например службу в армии. Лишение гражданства означало потерю права собственности на землю.
В Киевской Руси развитие княжеского, боярского и церковного сельского хозяйства и землевладения сопровождалось крупными последствиями социального и политического характера. Здесь на первое место надо поставить зарождение и укрепление идеи частной собственности на землю. Пока к земле прилагался преимущественно личный труд земледельца, он создавал только простое владение до – тех пор, пока этот труд прилагался. Факт этот нашел себе определенное и ясное выражение в статье Русской Правды о наследстве: "Аже смерд умреть, – гласит Правда, – то задницю князю, аже будут дщери у него дома, то даяти часть на не, аже будут за мужем, то не даять части им". Юридический термин в Древнй Руси "задница" значил "наследство". Дочери не могут продолжать хозяйства отца, а потому и наследство, т. е. дом с землей и всем хозяйственным обзаведением переходит в распоряжение князя, который и дает за дочерьми, что можно. Значит, земля, во всяком случае, остается за князем. Но иное совершенное дело, если откроется наследство после княжьего мужа: "Аже в боярех любо в дружине, то за князя задниця не идеть, но оже не будеть сынов, а дчери возьмут". Боярин или дружинник прилагает к земле не личный труд, а свой живой и мертвый капитал в виде челяди, скота, семян, сельскохозяйственного инвентаря, и его владение оказывается более прочным, чем владение смерда, ибо хозяйственная эксплуатация занятого им участка не прекращается и после его смерти без детей мужского пола. Этот принцип укрепился на Руси в землевладении.