Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:41, реферат
Исключительная по важности роль природоресурсных отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Конституцией также установлено, что земля, как и другие природные ресурсы, может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
Ι Глава. Понятие и значение ответственности за нарушение земельного законодательства………………………………………………………………
5
§1. Понятие юридической ответственности………………………………… 5
§2. Признаки ответственности за нарушения земельного законодательства и основания её наступления……………………………...
9
ΙΙ Глава. Виды ответственности за нарушение земельного законодательства………………………………………………………………
13
§1. Публично-правовая ответственность……………………………………. 13
§2. Частно-правовая ответственность……………………………………….. 17
Заключение ……………………………………………………………………. 24
Список литературы……………………………………………………………. 25
Приведенные выше классические виды ответственности можно подразделить на две группы: публично-правовая ответственность – охраняющая общегосударственные интересы (административная, уголовная ответственность) и частоно-правовая ответственность – охраняющая интересы частных лиц (гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность).13
Обоснованием
любого из видов наказаний за нарушения
земельного законодательства является
наличие состава
Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.
Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.
Объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.
Объективная сторона земельного правонарушения – это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.
Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:
1. противоправность поведения;
2.
причинение или реальная
3.
причинная связь между
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения"14 при рассмотрении дел, связанных с нарушением экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Обязательно также подлежит выяснению, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли эти последствия вне зависимости от установленного нарушения, а также и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п. 2 Постановления Пленума).
Субъекты земельного правонарушения – это конкретные физические или юридические лица – правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. В соответствии с действующим законодательством, административная и уголовная ответственность физических лиц наступает с 16-ти лет, гражданско-правовая – с 14 лет (ограниченная), с 18 лет (полная).
Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.15
В зависимости от характера земельного правонарушения, наличия или отсутствия ущерба, причиненного правонарушением, а также степени общественной опасности к правонарушителю могут применяться меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.
ΙΙ Глава. Виды ответственности за нарушение земельного законодательства
§1. Публично-правовая ответственность
Как уже говорилось выше, публично-правовая ответственность – ответственность, направленная на охрану общегосударственных интересов. К ней можно отнести такие виды отраслевой ответственности как административная, уголовная ответственность.
Согласно ст. 74 ЗК РФ, лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством, причем привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Административная ответственность наиболее широко распространена в сфере землепользования. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность заключается в применении специально уполномоченным на то органом государства мер административного наказания за совершение земельного правонарушения.
Определение
административного
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, так же как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.
Административную ответственность за нарушения земельного законодательства можно классифицировать по следующим видам:
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа.
Административное
наказание назначается в
Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением.
Земельное преступление – виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.17 Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.
Можно выделить следующие ее основные признаки:
Существует четыре группы составов «земельных» преступлений:
а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы):
— специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр;
— общие составы: ст. 246 — нарушение правил охраны окружаю щей среды при производстве работ, ст. 247 — нарушение правил об ращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и т.д.;
б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект):
специальный состав: ст. 170— регистрация незаконных сделок с землей;
общие составы: ст. 167 — умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 168 — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 — незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее совершения, ст. 198— уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199— уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;
в) посягающие на землю как объект государственного управления:
— специальных составов нет;
Информация о работе Понятие и виды ответственности за нарушение земельного законодательства