Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:26, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий.
Введение
1. Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов
2. Земли особо охраняемых природных территорий
3. Земли природоохранного назначения
4. Земли рекреационного назначения
5. Земли историко-культурного назначения
6. Особо ценные земли
Заключение
Список литературы
3) движение и стоянка
механических транспортных
4) иные виды деятельности,
запрещенные федеральными
Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Проспект, 2005, с.203..
1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.
2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.
3. Смешанный режим. Данный
режим означает сочетание
В отношении каждого
из перечисленных объектов устанавливается
особый правовой режим. Так, на территории
заповедника запрещается
Собственники, владельцы
и пользователи земельных участков,
которые расположены в границах
государственных природных
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов может заключаться в несоблюдении лицом любого из режимных требований, отступлении от них.
3. Земли природоохранного назначения
К землям природоохранного назначения относятся земли запретных и нерестоохранных полос; занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Подпункт 1 (о водоохранных зонах) и подпункт 4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п.1 ст.97 ЗК РФ были признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ".
Изложение подп.3 п.1 ст.97 ЗК РФ в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч.1 ст.10 ЛК РФ). Согласно ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст.102 ЛК РФ):
леса, расположенные в водоохранных зонах (ст.104 ЛК РФ);
леса, выполняющие функции
защиты природных и иных объектов,
- первый и второй пояса зон санитарной
охраны источников питьевого и хозяйственно-
ценные леса - государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст.106 ЛК РФ).
Поскольку перечень защитных лесов охватывал насаждения, предусмотренные в подп.4 п.1 ст.97 ЗК, этот подпункт признан утратившим силу ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса".
К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.
Установление водоохранных зон, что очень важно, не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.
Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах. Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве.// Правовые вопросы недвижимости, 2005, №1.
В соответствии с земельным
законодательством
Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.
Особое внимание уделяется
информационному обеспечению
В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. (п.4 ст.97)
В местах традиционного
проживания и хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов
Российской Федерации и этнических
общностей в случаях, предусмотренных
федеральными законами о коренных малочисленных
народах, могут образовываться территории
традиционного
4. Земли рекреационного назначения
Земли рекреационного назначения
- это вид категории земель особо
охраняемых территорий и объектов,
предназначенные и используемые
для организации отдыха, туризма,
физкультурно-оздоровительной
В соответствии с п.2 ст.98
ЗК РФ в состав земель рекреационного
назначения входят земельные участки,
на которых находятся дома отдыха,
пансионаты, кемпинги, объекты физической
культуры и спорта, туристические
базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные
лагеря, дома рыболова и охотника, детские
туристические станции, туристские
парки, лесопарки, учебно-туристические
тропы, трассы, детские и спортивные
лагеря, другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения
относятся также земли
Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.
Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.
В то же время на землях
рекреационного назначения запрещается
всякая деятельность, препятствующая
их целевому назначению. При этом изменение
цели использования земельных
Гражданский кодекс (п.2 ст.260)
ограничивает право собственности
на земельные участки, устанавливая,
что пользование земельным
Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена
ответственность за ненадлежащее использование
земельного участка. В том случае,
если использование участка
Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
Границы и правовой режим
пригородных зон, за исключением
пригородных зон городов
Границы и правовой режим
пригородных зон городов
На территориях, находящихся
в составе зеленого фонда, запрещается
хозяйственная и иная деятельность,
оказывающая негативное воздействие
на указанные территории и препятствующая
осуществлению ими функций
5. Земли историко-культурного назначения
Земли историко-культурного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных
мест, в том числе мест бытования
исторических промыслов,
3) военных и гражданских захоронений.
Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.
Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.
Информация о работе Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов