Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:09, реферат
Тема представленной работы - «Ответственность за нарушение земельного законодательства».
Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
ГЛАВА 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей
1.1 Общая характеристика правовой охраны земель
1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушений
ГЛАВА 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства
ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (на примере Пермского края)
3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля
3.2 Использование земель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованной литературы
Что касается нарушения установленного режима использования земель в виде радиоактивного загрязнения, то этот вид правонарушений связан с обстоятельствами Чернобыльской аварии, в результате которой, как уже говорилось выше, была загрязнена обширная площадь в пределах шести российских областей. На этих территориях установлен особый режим использования земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельскохозяйственного производства, нарушение которого представляет серьезную опасность для здоровья людей Земельное право Учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007..
13. Нерациональное использование сельскохозяйственных продуктивных земель.
Этот, не имевший ранее конкретных признаков показатель эффективности использования земель, получил в действующем законодательстве конкретную определенность. Нерационально используемыми следует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние пять лет сократилась на 20 и более процентов по отношению к расчетной, полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому имеется возможность документально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерациональности, и, стало быть, - возникновение споров. Методика установления нерациональности использования земель еще недостаточно совершенна, (например, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного явления Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.
.
14. Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв.
Охрана почв от ветровой и водной эрозии, а также улучшение качественного состояния земель является обязанностью всех собственников земли и землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный земельный кадастр дает возможность достаточно определенно установить уровень качественного состояния земель и подверженности их эрозионным процессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают возможность достаточно определенно устанавливать наличие упомянутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.
15. Использование земель не по целевому назначению. Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может использоваться только в соответствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельскохозяйственного использования (ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дачного, жилищного, гаражного строительства, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершаемое правонарушение Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007. .
16. Использование земельных участков способами, приводящими к порче земель или разрушению почвенного плодородия.
Содержание данного правонарушения предполагает технологические отклонения в способах использования земли (неправильная обработка почвы, приводящая к её разрушению, технологически неправильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонарушения устанавливаются по данным государственного земельного кадастра.
17. Систематическое невнесение платежей за землю.
Признак систематичности установлен законодательством в виде неуплаты земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение следующего года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.
В качестве признака
правонарушения закон предполагает
невнесение платежей. Таким образом,
несвоевременное внесение платежей,
хотя и систематическое, не является
признаком данного
Что касается арендной
платы, то порядок и сроки выплаты
устанавливаются договором
18. Уклонение от
исполнения или
Должностными лицами,
имеющими право давать обязательные
для исполнения предписания, являются
инспекторы всех рангов органов системы
Росземкадастра. Норма, предписывающая
юридическую ответственность за
данное правонарушение, имеет большое
значение с точки зрения правовой
дисциплинированности субъектов права
на землю и способствует значительному
повышению роли и авторитетности
инспекторов по использованию и
охране земель. По смыслу содержания данного
правонарушения и нормы, устанавливающей
юридическую ответственность за
его совершение, следует, что ответственность
наступает независимо от того, был
ли субъект привлечен к
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Административная ответственность применяется в форме денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.
Как уже было сказано выше, в настоящее время административная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. Основными из них являются следующие:
Статья 50. Бесхозяйственное использование земель.
Признак бесхозяйственности в статье не конкретизирован и на практике устанавливается по характеру фактических отклонений состояния земель от технологических, агротехнических и нормативных требований (неправильная обработка, зарастание сорной растительностью, неухоженность и т. п.). В признак бесхозяйственности норма включает также невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предназначались.
Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель.
Содержание данного вида правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевым назначением вследствие технологически направленной эксплуатации (например, переуплотненная земля, полная выветренность пастбищ по причине неправильной системы выпаса) или под воздействием преступно-небрежной организации технологии смежного или сопутствующего производства.
Статья 52. Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению.
Подобные правонарушения нередко имеют место при предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование для нужд строительства (складирования грузов и материалов, устройства временных дорог, карьеров и т. п.). Подобные правонарушения характерны в случаях предоставления земель для государственных или муниципальных нужд, особенно для целей горных разработок.
Статья 53. Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства.
Содержанием данного правонарушения является несоблюдение установленных проектом элементов территориальной организации: границ рабочих участков, полей севооборота, полевой дорожной сети и т. п. К этому виду правонарушений может быть отнесено и несоблюдение агротехнических и экологических требований, установленных проектом землеустройства: несоблюдение способов распашки, размеров водоохранных зон и т. п.
Статья 54. Уничтожение межевых знаков.
Данное правонарушение связано с содержанием нормы ст. 53 КоАП, т.к. уничтожение межевых знаков способствует нарушению линейных элементов проекта внутрихозяйственного землеустройства -границ полей севооборотов, пастбищеоборотов и т. п.
Штрафы за указанные правонарушения налагаются административными комиссиями местных органов Роскомзема, Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора. Наложение штрафов не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. В тех случаях, когда сумма налагаемого штрафа не превышает 5, 10 и 20 МРОТ, соответственно на граждан, должностных и юридических лиц, дела о правонарушениях рассматриваются с принятием окончательных решений государственными инспекторами по использованию и охране земель органов Роскомзема.
2.2 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К уголовно наказуемым правонарушениям относятся противозаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность. С этой зрения уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях таких общественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок. Законодательство усматривает возможность таких признаков в любом из перечисленных в п. 2 настоящей главы правонарушений, когда признаки уголовных деяний будут установлены органами дознания, предварительного следствия и судом (письмо Роскомзема от 13.04.94 «О вопросах уголовной ответственности за самовольный захват земель»).
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за следующие виды земельных преступлений:
регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);
отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной деятельности или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами (ст. 254 УК РФ);
нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ),
За совершение указанных правонарушений правонарушители наказываются штрафом в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При определенных обстоятельствах, указанных в самих статьях, предусматривается возможность наказания исправительными работами либо лишением свободы на определенный срок.
Помимо упомянутых выше случаев уголовной ответственности уголовному преследованию подлежат также земельные правонарушения, связанные с самоуправством и превышением служебных полномочий должностными лицами.
Если под самоуправством понимать действия, совершаемые в нарушение установленного законом порядка, то это означает, что любые действия субъектов, не соответствующие земельному законодательству, могут преследоваться в уголовном порядке при условии, если признаки уголовных деяний в них будут установлены органами дознания или судом. То же следует сказать и о превышении своих полномочий должностными лицами и органами власти и управления. Перечень таких правонарушений не является исчерпывающим. Любые правонарушения земельного законодательства могут служить объектом уголовного преследования, если достаточность этого будет установлена органами дознания.
Информация о работе Ответственность по земельному законодательству