Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 16:06, доклад
Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:
1. В экологическом понимании это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы.
2. С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности – является материальной базой всякого производства. Она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.
3. В социальном отношении это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, а в других наряду с государственной, кооперативной, частной и личной собственностью.
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
доклад на тему:
«Особенности
земли как объекта правового
регулирования»
Работу выполнил:
Студент группы БЗ-31
Красько М.В.
Проверил :
Бабуркина И.В.
Новосибирск 2011 г.
Особенности
земли как объекта
правового регулирования
Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:
1.
В экологическом понимании это
природный объект, составная часть
природной среды,
2.
С экономической стороны земля
выступает как объект
3.
В социальном отношении это
объект собственности. При
В РФ вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.
Данный объект общественных земельных отношений накладывает существенный отпечаток на предмет земельного права в силу того, что земля имеет свойства, которые не могут игнорироваться законом. Земля является единственным местом обитания человека. Она – наш родной дом, поэтому человек не может покинуть Землю и переселиться в космос или на другие планеты. Жить человек может только на Земле. Земля кормит человека и растит его, а когда-нибудь примет в свое материнское лоно. Земля – основа основ бытия. Она является своего рода всемирным общежитием, а поэтому каждое уходящее поколение оставляет в наследство потомкам следы своей деятельности.
Отсутствие стоимости земли не исключает денежной оценки земли в целях ее наиболее эффективного использования.
Земля – важнейший природный ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и горном промысле и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.
Из
сказанного вытекают следующие особенности
правового регулирования
а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе, поэтому каждый человек должен быть собственником этого бесценного дара. В силу этого основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ.
В
первом случае, когда земля выступает
как важнейший природный
Когда
же речь идет об отношениях, возникающих
при хозяйственном
б)
деятельность государственных органов,
организаций и граждан
в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации); в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными.
Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:
1)
своевременного выявления и
2)
оценки эффективности этих
3)
информационного обеспечения
–
регулярные наблюдения за состоянием
земель, количественными и
– сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
– создание и ведение банков данных;
– оценку и прогнозирование изменения состояния земель.
Государственный
мониторинг земель является составной
частью системы государственного мониторинга
окружающей природной среды. Государственный
мониторинг должен осуществляться по
кадастровым категориям, угодьям, зонам.
Важность земли как места обитания
и как источника естественного
богатства порождает
*СЗ РФ. 1998. №
24. Ст. 3390.
Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка и реализация федеральных программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
проведение учета показателей плодородия таких земель, сертификация почв;
государственный контроль за воспроизводством земель;
учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения (ст. 11).
Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст. 12).
В
целях обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного
Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст. 21).
Государственный контроль за воспроизводством плодородия таких земель и их рациональное использование проводится в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.
Земля
– важнейший компонент
Как известно, в новый ГК РФ включена отдельная глава (17), посвященная земельным отношениям. С правовой и экономической точки зрения, ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных объектов. Это означает, что отношения отныне должны регулироваться и гражданским законодательством. Однако согласно части 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельного законодательства. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами земельного права.
Дело в том, что статьи 72 и 73 Конституции РФ, определяющие предметы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, устанавливают, что гражданское законодательство находится в ведении РФ, а земельное законодательство – в совместном ведении РФ и ее субъектов. Требуется более четкое разграничение сфер применения земельного и гражданского законодательства.
Новая Конституция РФ (ст. 5, 35, 71, 72 и др.) и принятые в ее развитие нормативно-правовые акты, в частности Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», положили начало делению и неделимой природной среды по «этажам», на собственность федеральную, субъектов РФ, муниципальную, частную, общую и др.
Справедливо
замечание профессора Г.В. Чубукова
о том, что гражданское право не обладает
правовым инструментарием учета многообразия
и специфики земли как объекта земельных
отношений. Оно определяет единые унифицированные
правила гражданского оборота и собственности
на землю без учета ее уникальных специфических
особенностей.*
*Подробнее по
этому вопросу см. : Чубуков Г.В. Земельная
недвижимость в системе российского права
// Государство и право. 1995.№9. С.49,а также:
Духно Н.А. и Чубуков Г.В. Земельный правопорядок
и ответственность. М. 1998. С. 23-30.
Конституция
закрепила процесс «
Особо следует также отметить, что ч. 1. ст. 9 Конституции РФ, устанавливая, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а вторая часть ст. 9 передает эти объекты в частную и иные формы собственности. Разве это не парадокс? Следует также подчеркнуть, что объявление в ГК РФ всех природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права на природные ресурсы, основу жизни и деятельности народов России, законные интересы, право каждого на благоприятную окружающую среду.
Представляется,
что природные ресурсы (объекты)
могут участвовать в обороте,
но не на основе частной собственности
как имущественной категории, а
на основе публичности этой собственности,
которая принадлежит всему
Информация о работе Особенности земли как объекта правового регулирования