Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:17, курсовая работа
По мере развития рыночных отношений в современной России земля становится товаром — объектом хозяйственного оборота, т. е. практически любой участок земли рано или поздно может перейти к новому собственнику и у каждого участка есть своя цена. Как любой товар, земля имеет потребительскую и рыночную стоимость. Земля как товар — это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности, и имеющий определенные качественные и количественные характеристики.
Введение 5
1. История возникновения сервитутов 7
2. Сервитуты в Западной Европе 8
3. Нормативно – правовые основы установления сервитутов 10
3.1 Понятие сервитута 10
3.2 Порядок установления сервитутов 12
3.3 Механизм государственной регистрации сервитутов 13
3.4 Установление соразмерной платы за сервитут 17
3.5 Порядок прекращения сервитутов 20
4. Рассмотрение судебной практики 21
4.1 Задача № 1 21
4.2 Задача № 2 21
4.3 Задача № 3 22
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) [2].
Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами [2]. При этом, согласно ст. 23 ЗК РФ, в отношении публичного сервитута право требовать соразмерную плату возможно только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка [3].
Согласно п. 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен [1].
В соответствии с п. 1.7 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, размер соразмерной платы за сервитут может изменяться в течение срока, на который сервитут установлен, в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и ЗК РФ (например, размер соразмерной платы за сервитут может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о сервитуте; увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом, по истечении определенного срока после его установления; увеличения или уменьшения сферы действия сервитута). При этом размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте в части размера соразмерной платы за сервитут; размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен, в части размера соразмерной платы за сервитут; размер соразмерной платы за частный и публичный сервитут может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте или в нормативный правовой акт, которым сервитут установлен, по основаниям, установленным ГК РФ и ЗК РФ) [1].
В соответствии с п. 2.1 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Таким образом, соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута [1].
Согласно п. 2.2 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут, величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:
Пунктом
1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской
Федерации (НК РФ) определен перечень
расходов, учитываемых при определении
объекта налогообложения у
В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 21.10.2009 N Д23-3470, порядок определения платы за сервитут в настоящий момент не установлен. Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004, не были зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и в связи с этим не подлежат обязательному применению [7].
В соответствии со ст. 276 ГК РФ, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута [2].
Гр. Гринько при подаче сведений в Налоговый орган включила расходы за право пользования чужим земельным участком (сервитут) в расходы на которые устанавливается налог по упращенной системе.
Будет ли установлен налог по данной системе?
Ответ: Нет. Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения [5]. Поскольку плата за право пользования земельным участком (сервитут) отсутствует в данном перечне, в соответствии с Письмом Минфина РФ от 24 сентября 2009 г. N 03-11-06/2/193, налогоплательщик не вправе включать ее в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения [6].
Гр.
Бруенкова (собственник з.у.) заключила
договор о частном сервитуте
с гр. Титовым. После регистрации
права ограниченного
Будет ли удовлетворен иск гр. Бруенковой?
Ответ: Иск будет удовлетворен. Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами [2].
Гр. Ушкань решила продать земельный участок гр. Симачевой и не сообщила об обременении земельного участка сервитутом. В ходе проверки документов на участок перед заключением сделки это выявилось. Гр. Симачева потребовала уменьшения покупной цены участка и возмещения причиненных ей убытков.
Правомерно ли было данное требование?
Ответ: Требование правомерно. В соответствии с п. 1 ст.275 ГК РФ, сервитут не зависит от конкретной личности - сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу [2].
В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков [3]. Эта норма установлена п. 3 ст. 37 ЗК РФ.
В курсовом проекте была рассмотрена нормативно - правовая база установления сервитутов, в соответствии с законами и нормативно – правовыми актами РФ, описан порядок регистрации, прекращения, установления соразмерной платы за сервитут. В конце изучения данной темы были проанализированы и решены три задачи из судебной практики по рассмотренной в курсовом проекте проблематике. Большое количество земельных споров связанных с обременением земельных участков, указывает на важность данной темы. Темпы развития промышленной инфраструктуры динамично растут: строительство новых заводов, портовых сооружений, прокладка трубопроводов, расширение дорожной сети и т.д. Все эти нововведения и расширения неразрывно связаны с изменением границ участков, переводом земель из одной категории в другую и наложением обременений. При этом затрагиваются интересы граждан. Для защиты их интересов (соразмерная плата, права и обязанности сторон прописанные в договоре) и предотвращения неразберихи, необходимо более детально и серьезно обратиться к вопросу обременений земельных участков: определить конкретные правила установления соразмерной платы за сервитут, разработать единые нормы оформления договора (с возможностью корректировки в зависимости от ситуации), создать перечень прав и обязанностей сторон и активно начать практику установления сервитутов.
1. Временные
методические рекомендации по
оценке соразмерной платы за
сервитут (утв. РОСЗЕМКАДАСТРОМ 17.03.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 24 февраля 2010 г.).
3. Земельный кодекс Российской Федерации (ред. от 22 июля 2010 г.).
4. Землеустройство.
Образование землепользований
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 2 сентября 2010г.).
6. Письмо Минфина РФ от 24 сентября 2009 г. N 03-11-06/2/193.
7. Письмо Минэкономразвития РФ от 21.10.2009 N Д23-3470.
8. Распоряжение правительства Санкт – Петербурга от 11 июля 2008 г. N 132-р «Об утверждении примерной формы соглашения об установлении права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута)».
9. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 17 июня 2010 года).
10. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
11. http://www.pravo.vuzlib.net/
12. http://dic.academic.ru/dic.
13. http://www.zonazakona.ru/law/
14. http://www.rg.ru/2008/12/23/
15.http://ru.wikisource.org/
кий словарь Брокгауза и Ефрона.
16. http://www.wikiznanie.ru/ru-
80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%
D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE&
17. http://dic.academic.ru/dic.
Информация о работе Нормативно – правовые основы установления сервитутов