Мониторинг земель

Автор: b********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды; имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Работа содержит 1 файл

земельное право реферат123.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 

    

  • 2. Методы и способы проведения мониторинга земель
  •     

  • Мониторинг  земель представляет собой систему  регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования.
  •     

  • В Постановлении  Правительства РФ от 28.11.2002 №846 «Об  утверждении Положения об осуществлении  государственного мониторинга земель» определены следующие задачи мониторинга земель:
  •     

  • своевременное выявление и оценка изменений  состояния земель, прогнозирование  последствий негативных процессов  и выработка рекомендаций по их предупреждению и устранению;
  •     

  • информационное  обеспечение деятельности по ведению  Государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  •     

  • обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
  •     

  • Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов  и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.
  •     

  • В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы.
  •     

  • 1. Концепцию  ведения государственного мониторинга  земель как информационной базы  их рационального использования  и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения.
  •     

  • 2. Ландшафтно-экологическое  (природно-хозяйственное) районирование  земельных ресурсов как научной  основы для размещения сети  государственного мониторинга земель.
  •     

  • 3. Научно  обоснованную и экономически  целесообразную схему полигонов  государственного мониторинга земель.
  •     

  • 4. Нормативно-техническую  базу системы ведения наблюдений  за состоянием земель с отражением  принципов размещения и режима  работы наблюдательного комплекса.
  •     

  • К 1990 году сложилась достаточно развитая структура  государственных и ведомственных  служб, которые проводили наблюдения за оптимальными составляющими природной  среды, в том числе за состоянием и использованием земель. Однако после 1991 года произошло сокращение объема наблюдений за состоянием природных ресурсов государственными и ведомственными структурами. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491 было утверждено Положение о мониторинге земель в Российской Федерации, но финансирование этих работ за прошедший период было явно недостаточным.
  •     

  • Выявление негативных и позитивных тенденций  в изменении эколого-хозяйственного состояния земельных ресурсов, выработка  достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения или улучшения  их качества и принятие на основе этой информации в необходимых случаях экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению земельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа результатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии земель. Такую информацию получают в рамках мониторинга земель.
  •     

  • В отличие  от термина «контроль природной  среды» понятие «мониторинг» само по себе не включает элементы управления, регулирования компонентов природной среды, а обеспечивает необходимые данные для такого регулирования. Данные государственного мониторинга земель России должны характеризовать состояние: земельных ресурсов страны в целом, ее республик (краев, областей), административных районов, населенных пунктов, землевладений, землепользовании; таксономических единиц ландшафтно-экологического (природно-хозяйственного) районирования; ареалов воздействия негативных процессов и явлений.
  •     

  • Структура мониторинга земель предусматривает  следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:
  •     

  • мониторинг  земель сельскохозяйственного назначения;
  •     

  • мониторинг  земель населенных пунктов;
  •     

  • мониторинг  земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
  •     

  • мониторинг  земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  •     

  • мониторинг  земель лесного фонда;
  •     

  • мониторинг  земель водного фонда;
  •     

  • мониторинг  земель запаса.
  •     

  • Учитывая  специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного  назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.
  •     

  • Эффективный мониторинг зависит от создания федеральной  и связанной с ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение  необходимой информации, ее обработку, накопление, систематизацию и представление заказчику.
  •     

  • Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов  инфраструктуры) обобщают по административным районам и городам областей, республик, а также по областям и республикам в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим ареалам различных видов.
  •     

  • Мониторинг  земель России является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мониторинга природной среды и климата Разрабатываемая система мониторинга земель России включает в себя следующие уровни:
        • глобальный (в соответствии с международной  геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения»);
        • федеральный (национальный) - на территории Российской Федерации в целом;
        • региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными  или иными рубежами и охватывает крупные территории - Крайний Север Европейской части РФ, Северо-Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область и т.д.);
        • локальный (административный район, город или  их части);
        • объектный (отдельное хозяйство, другое землепользование и землевладение, полигон, участок).
        
  • В зависимости  от происхождения изменений состояния  земель различают фоновый и импактный  мониторинг. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, находящихся  под воздействием естественных процессов, при минимальном (фоновом) наложении на них результатов человеческой деятельности и проводится в биосферных заповедниках. При импактном мониторинге ведут наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.
  •     
  • Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на:
  •     
  • эволюционные (связанные с историческим развитием  земли);
  •     
  • цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений  природного характера);
  •     
  • антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
  •     
  • катаклизмы (связанные со случайными явлениями);
  •     
  • чрезвычайные  ситуации (связанные с промышленными  авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и  др.)
  •     
  • Наблюдения  за состоянием земель в зависимости от сроков и периодичности подразделяют на четыре группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через один год и более), оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией), ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений). Мониторинг земель России должен учитывать специфику как природных, так и социально-экономических условий ее регионов, во многом уникальных, не повторяющихся на других территориях мира.
  •  

        
  • 3. Основные процедуры мониторинга земель
  •     
  • Порядок ведения  мониторинга земель Российской Федерации  определяется Правительством РФ. Головная роль при ведении мониторинга  земель возлагается на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с участием: Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования, Федеральной службы геодезии и картографии в части создания и обновления кадастровых топографических карт и планов, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части организации мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды; Федеральной службы лесного хозяйства России в части мониторинга земель лесного фонда; Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в части агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных угодий; Министерства природных ресурсов РФ в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов; Министерства здравоохранения России в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и ведомств.
  •     
  • Основополагающим  документом, устанавливающим процедуры  системы государственного мониторинга  земель и государственного регулирования  землеустройства в Российской Федерации, является принятое в соответствии с Земельным кодексом Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".
  •     
  • Настоящее Положение устанавливает порядок  осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации, являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.
  •     
  • При проведении мониторинга решаются следующие  задачи:
  •     
  • а) своевременное  выявление изменений состояния  земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  •     
  • б) информационное обеспечение деятельности по ведению  государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  •     
  • в) обеспечение  граждан информацией о состоянии  земель.
  •     
  • В зависимости  от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
  •     
  • Мониторинг  включает в себя:
  •     
  • а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
  •     
  • б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
  •     
  • в) анализ и оценку качественного состояния  земель с учетом воздействия природных  и антропогенных факторов.
  •     
  • Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:
  •     
  • а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации  и других летательных аппаратов);
  •     
  • б) сети постоянно  действующих полигонов, эталонных  стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;
  •     
  • в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • Информация о работе Мониторинг земель