Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:35, контрольная работа
Целью данной работы является изучение темы понятие правовой охраны земель как основная часть природного комплекса.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Осуществить анализ источников и научной литературы;
Раскрыть понятие и сущность охраны земель;
Введение 3
1. Правовые основы охраны земель 5
2. Земельный контроль и его виды 13
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Приложения
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Центр
дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Земельное право
Вариант
1
Понятие
правовой охраны земель
как составной часть
природного комплекса
Екатеринбург
2012 г.
Содержание
Введение | 3 |
1. Правовые основы охраны земель | 5 |
2. Земельный контроль и его виды | 13 |
Заключение | 17 |
Список использованных источников и литературы | 18 |
Приложения | 20 |
Отношения по охране земель традиционно
являются важнейшей Составной частью
земельных отношений, регулируемых земельным
законодательством. Конституция РФ в главе
1, определяющей основы конституционного
строя РФ в специальной статье установила,
что земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в России
как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории
( ст. 9 Конституции РФ).
Поэтому одним из основных принципов земельного законодательства , закреплённых в ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136 ФЗ является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде
Актуальность
данной темы обусловлена тем,
что изучение темы правовой
охраны земель необходимо т.к.
земля представляет особую
ценность для человеческого общества,
являясь первоначальным источником
всякого богатства. Она выступает, прежде
всего, в качестве единственного места
обитания всех поколений людей,
выполняет функцию пространственного
базиса для размещения и развития отраслей
производства. Среди материальных условий,
необходимых для производственной деятельности
людей, особое место принадлежит земле
с ее
почвенным покроем, недрами, лесами и водами.
По сравнению с иными природными ресурсами
земля выполняет наиболее широкие и значимые
функции в системе общественных отношений,
поэтому вопросы, связанные с правомерным
использованием и охраной земель, являются
на сегодняшний день одним из наиболее
актуальных.
Целью данной работы является изучение темы понятие правовой охраны земель как основная часть природного комплекса.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Осуществить анализ источников и научной литературы;
Раскрыть понятие и сущность охраны земель;
Определить цели охраны земель;
Установить значение
контроля охраны земель.
1.
Правовые основы охраны
земель
Охрана земель
- социально-правовой институт, характеризующий
важнейшую область
Правовая охрана
земель — это охрана их правовыми
средствами, т.е. путем установления
прав и обязанностей по отношению
к земле государственных
Правовая охрана
земель представляет собой соблюдение
в первую очередь правил рационального
их использования. Установленный в
земельном законодательстве порядок использования
земель предполагает их сохранение, восстановление
и улучшение. В содержание правовой охраны
земель включаются правовые
нормы, регулирующие
вопросы обеспечения сохранения и повышения
плодородия почв, предотвращения их истощения,
загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны
земель как средства производства, а также
охраны земель, используемых в качестве
пространственно-
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 12 ЗК РФ). В этом проявляется социальный аспект необходимости и закономерности сбережения и охраны земельных богатств России.
В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса встает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. В постановлении Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" отмечается, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв (эродированы 59% сельскохозяйственных угодий, 44% - пашни), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 12% земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.
Одновременно охрана земель является составной частью деятельности человека, всего общества по поддержанию благоприятной окружающей природной среды, сохранению и воспроизводству полезных свойств и качеств всех земель и каждого земельного участка в отдельности путем применения рациональных способов хозяйственной деятельности и производства, не нарушающих естественных законов самовосстановления плодородия почв. В этом естественно-природном аспекте целями охраны земель закон признает:
1. предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 12 ЗК РФ).
Под деградацией
земель сельскохозяйственного
Согласно ст.1 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" загрязнение почв - это содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Понятие загрязнения земель закреплено также в Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной приказом Минприроды России от 25 мая 1994 г. N 160. Это ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).
В Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России сказано, что захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. Причиной осуществления мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем и способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Наиболее негативными (вредными) воздействиями на земельные участки закон признает радиоактивное и химическое их загрязнение. Порядок использования таких земель определяет Правительство РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Земли, которые
подверглись радиоактивному и химическому
загрязнению и на которых не обеспечивается
производство продукции, соответствующей
установленным
Правовой аспект охраны земель в Российской Федерации находит свое проявление в установлении законами, другими правовыми актами способов и нормативов рационального использования земель, в возложении на правообладателей земельных участков природоохранительных обязанностей, в установлении различных форм земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, правил рационального землепользования и привлечения к ответственности нарушителей земельного правопорядка.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.