Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Исходя из этой цели, вытекают следующие задачи:
рассмотреть понятие земельное правонарушение и его виды;
изучить нормативно-правовую базу;
рассмотреть понятие юридическая ответственность;
изучить виды и особенности юридической ответственности.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды земельного правонарушения и основная характеристика юридической ответственности
Понятие земельного правонарушения
Основные виды и признаки земельных правонарушений
1.3 Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения
Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства
2.4. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.24 Кб (Скачать)

     Что касается нарушения установленного режима использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то этот вид правонарушений связан с обстоятельствами Чернобыльской аварии, в результате которой была загрязнена обширная площадь в пределах Брянской, Орловской, Курской, Тульской, Рязанской и Калужской областей. На этих территориях установлен особый режим использования земель, исключающий возможность заражения людей через продукты сельскохозяйственного производства, нарушение которого представляет серьезную опасность для здоровья людей6.

     13. Нерациональное использование сельскохозяйственных  продуктивных земель.

     Этот, не имевший ранее конкретных признаков  показатель эффективности использования земель, получил в действующем законодательстве конкретную определенность. Нерационально используемыми следует считать такие земли, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет на 20% и более меньше расчетной (предполагаемой), полученной по материалам кадастровой оценки. Поэтому сейчас имеется возможность документально подтвердить факт совершения данного правонарушения, исключить неоднозначность понимания нерациональности, и, стало быть, - возникновение споров. Методика установления нерациональности использования земель еще недостаточно совершенна, (например, как установить нерациональность использования сенокосов, пастбищ), тем не менее, она дает довольно эффективный инструмент для предупреждения и пресечения подобного явления7.

     14. Невыполнение обязательных мероприятий  по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв.

     Охрана  почв от ветровой и водной эрозии, а  также улучшению качественного состояния земель является обязанностью всех собственников земли и землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный земельный кадастр дает возможность достаточно определенно установить уровень качественного состояния земель и подверженности их эрозионным процессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают возможность устанавливать достаточно определенно наличие упомянутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.

     15. Использование земель не по  целевому назначению. Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельскохозяйственного использования (для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дачного строительства, жилищного строительства, гаражного строительства, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершаемое правонарушение8.

     16. Использование земельных участков  способами, приводящими к порче  земель или разрушению почвенного  плодородия.

     Содержание  данного правонарушения предполагает технологические отклонения в способах использования земли (неправильная обработка почвы, приводящая к их разрушению, технологически неправильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонарушения устанавливаются по данным государственного земельного кадастра.

     17. Систематическое невнесение платежей  за землю.

     Признак систематичности установлен законодательством  в виде неуплаты земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды.

     В качестве признака правонарушения закон  предполагает невнесение платежей. Таким  образом, несвоевременное внесение платежей, хотя и систематическое, не является признаком данного правонарушения и не может служить основанием для привлечения к юридической ответственности.

     Что касается арендной платы, то порядок  и сроки выплаты ее устанавливаются договором аренды, однако и в этом случае невнесение ее по признакам, приведенным выше, следует считать правонарушением в редакции данного пункта и, следовательно, достаточным основанием для привлечения виновных к юридической ответственности.

     18. Уклонение от исполнения или  несвоевременное исполнение предписаний,  выданных должностными лицами  органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

     Норма, предписывающая юридическую ответственность за данное правонарушение, имеет большое значение с точки зрения правовой дисциплинированности субъектов права на землю и способствует значительному повышению роли и авторитетности инспекторов по использованию и охране земель. По смыслу содержания данного правонарушения и нормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует, что она (ответственность) наступает независимо от того был ли субъект привлечен к ответственности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предписание должностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание об устранении нарушения, связанного с систематической неуплатой земельного налога, и по истечении указанного в предписании срока окажется, что правонарушение не устранено, виновное в этом лицо может быть привлечено как за систематическую неуплату налога (штраф или изъятие земельного участка), так и за неисполнение предписания инспектора по этому вопросу9. 

1.3 Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

     Юридическая ответственность граждан и организаций  как пользователей земли не может  возникнуть произвольно. Она наступает  вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать  правильный, указанный в законе или  договоре вариант поведения, совершает  определенные действия, являющиеся правонарушениями. Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой – лишь угроза его применения, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной форме юридическая  ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена. Например, если пользователь земли (гражданин, организация) несвоевременно или некачественно выполнил возложенные на него законом или договором обязанности, он несет юридическую ответственность в виде неустойки (пени, штрафа), что не освобождает его от надлежащего исполнения обязательства. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает в случаях, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции), чем и предупреждается совершение правонарушения. От предупреждения надо отличать пресечение правонарушения, что имеет место в случаях, когда правонарушение совершено, но еще имеется возможность его приостановить, прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов (федеральных или субъектов РФ). При существенных правонарушениях могут быть применены меры административной и даже уголовной ответственности (например, при умышленном массированном загрязнении земель, повлекшем за собой крупный ущерб)10.

     По  общему правилу ответственность  за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии  так называемого полного состава  правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя четырех признаков (элементов) правонарушения: 1) противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового  акта; 2) вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося  в неблагоприятных последствиях: загрязнении окружающей природной  среды, гибели флоры и фауны, других отрицательных явлениях в природе; 3) наличия причинной связи между  действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава); 4) вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земель, как бы значительна она ни была, произошла вследствие стихийных явлений (наводнение, прорыв дамбы накопителя отходов из-за ливневых дождей, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Здесь нет ни субъекта ответственности, ни чьей-либо вины. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.  Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

     Юридическая ответственность имеет множество  видов, каждый из которых имеет свой режим применения. Законодательство РФ предусматривает ряд видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. К ним относится административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая (материальная), земельно-правовая (специальная) ответственность.

     Необходимо  четко различать эти виды (формы) ответственности, так как каждый из них наступает в результате применения норм различных отраслей законодательства – административного, уголовного, трудового, гражданского и земельного кодексов.  

     2.1 Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

     Административная  ответственность применяется в  форме денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.

     Административная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Основными из них являются следующие:

     Статья 7.1. Самовольное занятие  земельного участка

     Самовольное занятие земельного участка или  использование земельного участка  без оформленных в установленном  порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости  без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

     Часть 1 статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков

     Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно  невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

     Часть 1 статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей

     Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

     Часть 1 статья 8.8. Использование  земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

     Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его  принадлежностью к той или  иной категории земель и разрешенным  использованием или неиспользование  земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение  срока, установленного федеральным  законом, за исключением случая, приведенного ниже, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

     Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения", для ведения сельскохозяйственного  производства или осуществления  иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение  срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

     Часть 2 статья 8.8 Использование  земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

     Невыполнение  или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в  состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства