Изъятие земельных участков для государственных и муницмпальных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

В научной литературе имеются неоднозначные точки зрения относительно понятия "изъятие земельных участков". Одни ученые полагают, что изъятие для государственных или муниципальных нужд не всегда предполагает выкуп. А.Л. Корнеев и другие считают, что, если изъятие следует только в силу государственных или муниципальных нужд и в отношении земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц, оно требует учета правил о выкупе <3>. Представляется правильной и совершенно верной точка зрения, согласно которой изъятие для государственных или муниципальных нужд - это всегда вы

Работа содержит 1 файл

Земельное право.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Согласно п. 4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.

Статья 27 ЗК РФ, предусматривающая  ограничения оборотоспособности земельных  участков, не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, непосредственно к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

В силу п. 5 ст. 20 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

При этом указанной нормой не установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне. Следовательно, во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или находящимся на земельном участке строением, у собственника возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и  юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

- изъятия земельных  участков из оборота;

- установленного федеральным  законом запрета на приватизацию  земельных участков;

- резервирования земельных  участков для государственных  или муниципальных нужд.

Рассматриваемая категория  земельных участков, исходя из положений  Земельного кодекса Российской Федерации, не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота; в настоящее  время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию; факт резервирования земельных участков в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне.

Однако в ст. 112 Водного  кодекса Российской Федерации в качестве обязательного условия для предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах водных объектов предусмотрено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

В Земельном кодексе  Российской Федерации и Водном кодексе  Российской Федерации под предоставлением  понимается также передача в собственность  граждан и юридических лиц  земельных участков, предоставленных  им ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При предоставлении земельных  участков, которые расположены в  водоохранной зоне водного объекта, в постоянное (бессрочное) пользование  согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда не требовалось, при предоставлении же в собственность этих земельных участков согласование с указанными органами необходимо в каждом конкретном случае.

В соответствии с п. 1 постановления  Правительства Российской Федерации  от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок  передачи в собственность земельных  участков, расположенных в водоохранной зоне, т.е. при наличии согласия федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Таким образом, действующее  законодательство не устанавливает  ограничений для передачи в собственность  земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.

Следовательно, если гражданин  обладает правом пользования земельным  участком, который расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, или находящимся на данном земельном участке строением, то он может приобрести этот земельный участок в собственность с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Отказ федерального органа исполнительной власти в области  управления использованием и охраной  водного фонда в предоставлении в собственность указанных земельных  участков должен быть мотивирован и  в каждом конкретном случае может  быть оспорен гражданином в судебном порядке.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации

2. Земельный кодекс  Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

3. Водный кодекс Российской  Федерации

4. Гражданский кодекс  Российской Федерации

5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

6. Федеральный закон  от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей  среды"

7. Постановления Правительства  Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах"

8. Постановление Пленума  Высшего Арбитражного суда РФ  от 24 марта 2005 г. №11 «О некоторых  вопросах, связанных с применением  земельного законодательства»

9. Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав// Российская юстиция. - №10. - октябрь 2002 г.

10. Ерофеев Б.В. Земельное право  России. М.: Юрайт-Издат, 2004.

17. Правовая система «Консультант  плюс»

<3> Корнеев А.Л. Сделки с  земельными участками. М., 2006. С. 68.

<4> Анисимов А.П. Правовые проблемы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Новая правовая мысль. 2003. N 2. С. 50.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изъятие земельных участков для государственных и муницмпальных нужд