Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:42, контрольная работа
Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы, положения и источники, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Таким образом тема данной работы является актуальной.
Цель работы – провести классификацию источников земельного права, а также дать определение данного понятия.
Введение……………………………..……………………………………..…….3
Понятие и виды источников земельного права………………………..……....5
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованных источников и литературы…………………………18
Проведение мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, организации территорий и земельных участков регулируется Федеральным законом «О землеустройстве»9.
Особенности правового режима отдельных категорий земель определены в законах: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»10; «Об особо охраняемых природных территориях»11; «О недрах»12; в Лесном, Водном, Градостроительном кодексах и иных.
Лесной кодекс РФ в части
его положений, которые определяют
правовой режим земель лесного фонда;
водное законодательство, включающее
Водный кодекс РФ в части его положений,
устанавливающих порядок
Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О
праве граждан Российской Федерации
на получение в частную
К федеральным законам, содержащих нормы земельного права, также относятся Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных отношений.
Первое место среди данной группы законов по объему и значимости правовых норм принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения: гл. 9 «Сделки», соответствующие главы, входящие в Раздел II «Право собственности и другие вещные права», гл. 31 и 32 «Мена», «Дарение», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Гражданский кодекс содержит также гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», которая с учетом специфики земель как объекта имущественных прав устанавливает специальные правила владения, пользования и распоряжения землей.
В КоАП РФ и УК РФ содержатся
составы земельных
К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения. Подзаконными они считаются, потому что не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции). В этом смысле указы Президента РФ по юридической силе стоят ниже федеральных законов и носят подзаконный характер. Но в отличие от нормативных актов Правительства они не носят исключительно исполнительный характер.
Большинство указов Президента РФ, посвященные вопросам частной собственности на землю, основаны на политике либерализации данного права, расширении и снятии ограничений на реализацию правомочий собственников по распоряжению землями. Одним из последних, наиболее дискутируемых стал Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», которым расширены права собственников земельных долей по распоряжению собственностью, а также урегулированы некоторые вопросы предоставления земель для сельскохозяйственных целей.
Наиболее многочисленную группу источников земельного права составляют подзаконные нормативные акты, представленные постановлениями Правительства РФ и ведомственными решениями. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов, поэтому не носят комплексного характера, а являются тематически узкоспециальными14.
Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в российской Федерации (ст.ст. 110, 115 Конституции РФ).
Правительством, в частности,
в последние годы были приняты
следующие постановления: «Об утверждении
Положения о Федеральном
К ведомственным
актам принято относить приказы,
инструкции, правила, наставления, принимаемые
центральными органами исполнительной
власти, к которым относятся
Приказ Росземкадастра от 27 января 2003 г. №П/6 «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля»; Приказ Росземкадастра от 17 октября 2002 г. №П/337 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель поселений».
Следующую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»15.
Наиболее распространенным
и широко известным видом договоров
являются договоры и соглашения между
РФ и отдельными субъектами РФ о
разграничении предметов
Договоры подписываются Президентом РФ, с одной стороны, и главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, с другой. Земельные отношения, однако, более детально могут регулироваться в соглашениях, заключаемых в развитие договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ.
Соглашения подписываются главами исполнительной власти Федерации и субъекта Федерации и признаются неотъемлемой часть договоров.
Ныне действующее земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они находятся в стадии разработки16.
На основании и во исполнение Земельного Кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Среди нормативных правовых
актов, принятых субъектами РФ в области
регулирования земельных
В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 №194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
С учетом Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»17 и Земельным кодексом РФ определена компетенция поселковой, сельской, районной и городской администраций.
В других субъектах РФ (в
областях, автономных областях и округах)
источниками земельного права, помимо
законодательных актов
На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления также в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Местное самоуправление в
Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение
По вопросам осуществления
отдельных государственных
Муниципальные правовые акты,
принятые органами местного самоуправления,
подлежат обязательному исполнению
на всей территории муниципального образования.
Нормативно-правовые акты органов местного
самоуправления не должны противоречить
конституционным, законодательным, подзаконным
нормативно-правовым актам, указам Президента
РФ и нормативно-правовым актам субъектов
РФ. За неисполнение муниципальных
правовых актов граждане, руководители
организаций, должностные лица органов
государственной власти и должностные
лица органов местного самоуправления
несут ответственность в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источником земельного права является нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых — регулирование земельных отношений.
Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, специальные законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Большое значение имеют нормативные указы Президента РФ, являющиеся источниками земельного права. Кроме того, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Вместе с тем земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.
Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. Земельный кодекс РФ является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений.
Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Источники земельного права (понятие, виды)