Источники земельного права (понятие, виды)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы, положения и источники, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Таким образом тема данной работы является актуальной.

Цель работы – провести классификацию источников земельного права, а также дать определение данного понятия.

Содержание

Введение……………………………..……………………………………..…….3

Понятие и виды источников земельного права………………………..……....5

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованных источников и литературы…………………………18

Работа содержит 1 файл

земельное право.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХХХХХ факультет

Отделение ХХХХХ

Кафедра ХХХХХХХ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ХХХХХХ»

на тему «Источники земельного права (понятие, виды)»

 

Подготовила

      Студентка IV ОЗО курса

ХХХХХ

Проверила:

ХХХХХХХ

 

 

 

Нижневартовск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………..……………………………………..…….3

Понятие и виды источников земельного права………………………..……....5

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованных источников и литературы…………………………18

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений.

В российской системе права  источниками права являются писаные законы — нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию.

Земельное право как сложное  явление социально-политической и  экономической жизни общества имеет  определенную систему. Его первичным  составным элементом служат правовые нормы, которые, как "кирпичики", образуют - целое здание правовой системы. Правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы  формируются в группы (блоки, или  звенья) норм, которые именуются  правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную  однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в  аренду, условия аренды, права и  обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы, положения и источники, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Таким образом тема данной работы является актуальной.

Цель работы – провести классификацию источников земельного права, а также дать определение данного понятия.

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Характеристика источников земельного права основана на представлениях о понятии источников права, разработанных  наукой теории права, и на применении этих представлений к сфере земельного права.

Понятие «источник права» возникло более чем две тысячи лет назад. Это выражение впервые  использовал Тит Ливий, характеризуя законы XII таблиц как «fоns omnis publici privatique iuris», т.е. как источник всего публичного и частного римского права1.

Нередко понятие «источник  права» используется в смысле источника  правовых норм, т.е. содержания права. В  этом смысле данное понятие означает материальные условия развития общества, которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения. 
Термин «источник права» может употребляться в качестве формы — способа выражения содержания соответствующей правовой нормы, т.е. формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и соответственно изменения или отмены действующих правовых норм2. Именно в этом аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых приводится в данной работе.

Источниками земельного права  являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, они должны быть носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти правовые акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И наконец, правовые акты должны быть обязательны для исполнения всеми  субъектами.

Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной  власти или органом местного самоуправления в пределах установленной для  него компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных  отношений.

Правовые нормативные  акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на нормативные  акты федеральных органов государственной  власти, субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. По горизонтали эти правовые нормативные  акты подразделяются на законы и иные правовые нормативные акты (подзаконные  акты).

Юридическая сила всех законов  и иных нормативных правовых актов  определяется в зависимости от компетенции  издавшего их органа государственной  власти и роли правового нормативного акта в системе законодательства.

Для надлежащего изучения института земельного права необходимо в первую очередь разобрать понятие  и содержание источников земельного права.

Источники земельного права - это различные способы выражения государственной воли, содержащейся в правовых велениях, рассчитанных на неоднократное применение3.

Источник земельного права должен обладать тремя отличительным чертами:

  • документированная форма закрепления
  • соответствие органа/лица принятому документу
  • особая форма документа

 

 

     Систему источников земельного права  образуют:

  • Конституция РФ;
  • Федеративное законодательство;
  • Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
  • Подзаконные нормативные акты, представленные постановлениями Правительства РФ и ведомственными решениями;
  • Указы и распоряжения Президента РФ;
  • Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
  • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • Корпоративные (локальные) нормативные правовые акты.

Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права4. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикции действуют 21 конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.

Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место  в Конституции занимают вопросы  собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).

Статья 36 Конституции подтверждает возможность иметь в частной  собственности землю и уточняет субъектный состав: земля может находиться в частной собственности граждан  и их объединений. На основе этой статьи можно говорить о существовании  двух видов частной собственности: частной собственности физических и юридических лиц. Частью второй этой же статьи закрепляется право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, которое, однако, может быть реализовано в той мере, в какой оно не будет наносить экологического ущерба, а также нарушать права и законные интересы иных лиц. Таким образом, здесь отражен принцип приоритета общественных интересов перед частными.

В качестве конституционной  основы правового регулирования  земельных отношений выступает  ст. 42, провозгласившая право граждан  на благоприятную окружающую среду  и другие экологические права. Учитывая, что земля является составной  частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные  отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного  права, поддерживая благоприятное  качество земель, предоставляя имеющуюся  достоверную информацию об их состоянии, и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или  их имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную  окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и  окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, провозглашенной  ст. 58 Конституции. Данное конституционное  положение закрепляет возможность  определять обязанности граждан  в области охраны земель и обеспечения  рационального землепользования.

Федеральное земельное  законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.

Федеральное земельное законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию земельных  отношений. Важное место по значимости в системе земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ5.

Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным  законом, регулирующим значительное разнообразие земельных отношений. Он определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель, предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.

Кодекс создает правовые гарантии провозглашенных в Конституции  РФ земельных прав граждан; устанавливает  приоритет охраны земли перед  использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни  и здоровья человека при решении  вопроса о затратах, возникающих  в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями  земель.

Земельным законодательством  устанавливаются нормы, специально регламентирующие использование земель сельскохозяйственного назначения. Так, в целях установления правовых основ государственного регулирования  обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами и пользователями, в  том числе и арендаторами, земельных  участков хозяйственной деятельности на уровне Российской Федерации был принят Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 6.

Предметом правового регулирования  названного ФЗ являются среди прочих деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Вопросам особой охраны сельскохозяйственных угодий как главного средства производства посвящен также Закон РФ «О мелиорации земель»7. В данном законе устанавливаются правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Вопросы осуществления функции  ведения государственного земельного кадастра регулируются Федеральным законом «О государственном земельном кадастре»8. Данный закон включает в себя 5 глав, в которых последовательно закреплен порядок ведения государственного земельного кадастра и использования, содержащихся в нем сведений.

Значительное  число земельных норм содержится в федеральных законах, затрагивающих  наряду с иными вопросы охраны, использования и оборота земель.

Информация о работе Источники земельного права (понятие, виды)