Защита трудовых прав работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

В ст. 352 ТК РФ приводится лишь краткий перечень основных способов защиты трудовых прав работников, которыми являются:

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

3. Самозащита работниками трудовых прав.

Содержание

I. Введение


II. Способы защиты трудовых прав работников


Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

1.1. Методы государственного надзора

1.2. Система органов надзора и контроля.

1.3. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению государственного надзора.


Глава 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

2.1. Статус профессиональных союзов.

2.2. Обязанности и права профессиональных союзов.

2.3. Методы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.

2.4. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.


Глава 3. Самозащита работниками трудовых прав.

3.1. Способы и методы самозащиты.

3.2. Рекомендации работникам по применению своих прав.


III. Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по трудовому праву.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

   В случае обращения  профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Обязанности государственных  инспекторов труда:7

     Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда. 
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.      Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. (ст. 360 ТК РФ).

     Особый  порядок проведения инспекционных  проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами. Решение государственных  инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.

Помимо  уже упоминавшегося нами государственного надзора за соблюдением  безопасного ведения работ в промышленности, осуществляемого специальным органом, ведающим вопросами горного промышленного надзора в России (Госгортехнадзор), в соответствующих сферах производственной и иной трудовой деятельности действуют и другие специальные федеральные надзоры:  

государственный надзор за безопасным ведением работ в  промышленности ст. 366 ТК РФ

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности и на некоторых  объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. 
При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники специального органа, ведающего вопросами горного и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.
 

государственный энергетический надзор ст. 367 ТК РФ Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации. При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.  

государственный санитарно-эпидемиологический надзор ст. 368 ТК РФ

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. 
Работники специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.
 

государственный надзор за ядерной  и радиационной безопасностью  ст. 369 ТК РФ

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.  Эти специальные федеральные органы не только осуществляют надзор и контроль за соблюдением соответствующих норм и правил безопасности, которые установлены для определенных видов производственной и иной профессиональной деятельности, но и участвуют в формировании правовой основы системы государственного регулирования безопасности в этих сферах деятельности. 

За  каждым поднадзорным субъектом сохраняется право на судебную защиту согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Защита  трудовых прав работников профессиональными  союзами. 

     В системе способов защиты трудовых прав и законных интересов работников особое место отводится деятельности профессиональных союзов. Это обусловлено тем, что они являются наиболее массовыми организациями работников, осуществляющими представительские защитные функции.

   Статус  профсоюзов закреплен многочисленными  актами международных организаций  ООн, МОТ, Совет Европы, СНГ и др. и национальным законодательством большинства государств, входящих в названные международные организации.

   Деятельность  профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными  общественными организациями с  помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

   Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Первый  принцип - независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также:

1. прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

2. запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

   Второй  принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

   Третий  принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

   Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

   Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».  

Право профессиональных союзов на осуществление  контроля за соблюдением  трудового законодательства:8 

  • Профессиональные  союзы имеют право на осуществление  контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах;
  • Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов;
  • Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение; 

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: 

    • осуществлять  контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
    • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов;
    • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
 

Профессиональные  союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. 

<

Информация о работе Защита трудовых прав работников