Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:10, курсовая работа
В ст. 352 ТК РФ приводится лишь краткий перечень основных способов защиты трудовых прав работников, которыми являются:
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
3. Самозащита работниками трудовых прав.
I. Введение
II. Способы защиты трудовых прав работников
Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
1.1. Методы государственного надзора
1.2. Система органов надзора и контроля.
1.3. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению государственного надзора.
Глава 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
2.1. Статус профессиональных союзов.
2.2. Обязанности и права профессиональных союзов.
2.3. Методы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.
2.4. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.
Глава 3. Самозащита работниками трудовых прав.
3.1. Способы и методы самозащиты.
3.2. Рекомендации работникам по применению своих прав.
III. Заключение
Федеральное Агентство по образованию
Сибирский
профессионально-педагогический
колледж
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Трудовое право»
на тему: «Защита
трудовых прав работников»
Омск
- 2005
I.
Введение
II.
Способы защиты трудовых
прав работников
Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
1.1. Методы государственного надзора
1.2. Система органов надзора и контроля.
1.3. Должностные
лица их права и обязанности
по осуществлению
Глава 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
2.1. Статус профессиональных союзов.
2.2. Обязанности
и права профессиональных
2.3. Методы
защиты трудовых прав
2.4. Должностные
лица их права и обязанности
по осуществлению защиты
Глава 3. Самозащита работниками трудовых прав.
3.1. Способы и методы самозащиты.
3.2. Рекомендации
работникам по применению
III.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в законном порядке. В основном это связано с общим изменением социально-экономических условий, несоответствием действующих норм трудового права новым экономическим отношениям, неподготовленностью действующей системы правоприменительных органов к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав.
В
то же время характерной особенностью
развития нашего государства на данном
этапе являются создание системы
социального партнерства, введение
механизма коллективно-
Специалисты
утверждают, что наличие трудового
процессуального права
Во-первых, усложнение в период построения правового государства взаимодействия между различными звеньями государственного и общественного механизма разрешения трудовых споров. В настоящее время процессуальные и процедурно-организационные нормы, регламентирующие порядок разрешения трудовых споров, выступают как важнейшее средство, способствующее устранению неблагоприятных последствий все усложняющихся процессов и тесно с ними связанных отношений. Необходимость разработки и принятия новых процессуальных норм в области трудового законодательства вызывается самой жизнью и объективными потребностями совершенствования правового механизма разрешения трудовых споров;
Во-вторых, значительное возрастание материально-правовой базы юридического регулирования на основе сплошного обновления действующего законодательства и его систематизация и кодификация, что объективно сопровождается увеличением количества и усилением роли процессуальных норм в области защиты трудовых прав работников. Как нам представляется, в идеале любая материальная норма трудового права нуждается в процессуальных формах опосредствования для того, чтобы быть эффективным регулятором соответствующих общественных отношений. Любая норма трудового права должна быть подключена к такому правовому регулированию процедурно-процессуальным предписанием, которое бы давало возможность работнику реально защитить свои трудовые права, иначе она становится декларативной.
В-третьих, потребность создания трудового процессуального права в современный период объективно обуславливается общей тенденцией усиления правовой защиты субъективных трудовых прав работников. Без этой отрасли может нарушиться единый порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров. Конституция отнесла вопросы правового регулирования к совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов, которые обладают большими полномочиями в области разработки и принятия норм трудового права. Поэтому реализация материально-правовых норм должна найти свое процессуально-процедурное опосредование и оформление в соответствующем едином законе.
В-четвертых, вне сферы действия гражданского процессуального права находится порядок разрешения коллективных трудовых споров, так как они не входят в компетенцию судов общей юрисдикции. Рассмотрение этого вида разногласий осуществляется на основе процессуальных норм, закрепленных в трудовом законодательстве.2
В
пользу существования трудового
процессуального права
Так, при разрешении индивидуальных трудовых споров действуют принципы: учета интересов работника и работодателя; учета интересов отдельных категорий трудящихся (женщин, имеющих детей, несовершеннолетних, инвалидов); упрощенной процедуры разрешения трудовых споров, состоящей либо из двух стадий (КТС, суд) либо одной (суд); посредничества и примирения сторон и др.
Проблеме защиты трудовых прав работников всегда уделялось особое внимание в процессе становления и развития трудового законодательства, поскольку считалось аксиоматичным рассматривать работника в качестве более слабой стороны в социально-экономическом отношении. Но такой подход к решению проблемы правовой защиты субъектов – участников трудовых правоотношений страдает односторонностью, не учитывает, не учитывает наличия у них общих интересов в развитии производства или иного дела, а так же того риска, который несет при этом работодатель, вкладывая капитал в производство, создание рабочих мест и.т.д.
В
настоящее время цель защиты трудовых
прав работников состоит в обеспечении
реализации всех трудовых прав и обязанностей,
установленных в порядке законодательного
и договорного регулирования трудовых
отношений. В ст.1 ТКРФ четко установлено,
что целями трудового права является установление
государственных гарантий трудовых прав
и свобод граждан, создание благоприятных
условий труда, защита прав и интересов
работников и работодателей. Более того,
обеспечение права каждого на защиту государством
его трудовых прав и свобод, в том числе
в судебном порядке (ст. 2 ТКРФ), рассматривается
в качестве одного из основных принципов
регулирования трудовых или иных непосредственно
связанных с ними отношений.
В ст. 352 ТК РФ приводится лишь краткий перечень основных способов защиты трудовых прав работников, которыми являются:
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
3.
Самозащита работниками
трудовых прав.
СПОСОБЫ
ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
Государственный
надзор и контроль
за соблюдением трудового
законодательства и
иных нормативных
актов, содержащих нормы
трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является первым среди способов защиты трудовых прав работников. Он осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих реализацию положений ч. 1, ст. 45 Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принципа установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением (ст. 2 ТК РФ).
Система органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеет сложную структуру. В ее составе можно выделить несколько видов контрольных органов. В их числе так называемые общенадзорные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением норм любых отраслей законодательства, устанавливающих права и свободы человека и гражданина в той или иной сфере общественных отношений. Это прежде всего органы прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российский Федерации» надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России включая надзор за соблюдением прав и свобод человека в сфере труда (ст. 1 Закона), а также в соответствии со ст. 353 ТК РФ – надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Порядок
осуществления прокурорского
Вместе
с тем в современных условиях
организации производственной и
иной трудовой деятельности с ее
сложной организационной
Для специализированных органов государственного надзора и контроля свойственно определенное разделение труда, проявляющееся в целевой направленности выполняемых ими надзорно-контрольных функций.