Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства. На сегодняшний день в Российской Федерации складывается весьма печальная картина в трудовой сфере. Работник с его интересами и правами зачастую теряется в массе других факторов хозяйственной деятельности работодателя и отодвигается в системе его приоритетов на последний план.
Введение……………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты исследования защиты трудовых прав работников………………………………………………………………………….8
1.1 Понятия и формы защиты трудовых прав работников……………………….8
1.2 Факторы и условия обеспечения защиты трудовых прав работников……..11
2. Анализ и оценка уровня защиты трудовых прав работников…………...18
2.1 Анализ основных показателей самозащиты трудовых прав работников…..18
2.2 Государственный надзор и контроль в области защиты трудовых прав……20
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………………………………………………………..29
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………………………………………………………………………36
3.1 Защита трудовых прав работников профессиональными союзами………………………………………………………………………………36
3.2 Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательств………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………………57
Если к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, то день прекращения трудового договора должен быть изменен на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
Все приведенные нормативные положения призваны конкретизировать и упростить процесс судебной защиты трудовых прав работников, нарушенных незаконным переводом на другую работу или увольнением.
Вместе с тем в новой редакции Трудового кодекса РФ не уделено должного внимания совершенствованию судебной защиты трудовых прав работодателей.
Например, в ч.1 ст.83 ТК РФ появился п.11, согласно которому отныне подлежит прекращению трудовой договор с работником в случае отмены решения суда или отмены (признания незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении на работе.
С одной стороны,
данная норма решила давнюю проблему
поворота исполнения (ст.443 ГПК РФ) незаконных
решений судов и
Ведь в результате получилось, что работник, трудовой договор с которым изначально был расторгнут вполне законно и обоснованно, например, за разглашение охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей работнику известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей (что было подтверждено решениями вышестоящих судебных инстанций), в конечном итоге увольняется не за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. "в" п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ), а по весьма нейтральному основанию - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора (п.11 ч.1 ст.83 ТК РФ). Следовательно, таким увольнением status quo (законность и нарушенные работником трудовые права работодателя) в полной мере не восстанавливается.
3.2.
Защита трудовых
прав путём осуществления
государственного
надзора и контроля
за соблюдением трудового
законодательства
В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Они устанавливают в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда. В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда(1947 г.) с Протоколом 1995 г. к ней 15
,Россия взяла
на себя обязательство иметь
систему государственной
В развитие указанного
международного документа в Российской
Федерации был принят ряд нормативно-правовых,
в которых было закреплено правовое
положение федеральной
Федеральная
инспекция труда - единая централизованная
система государственных
Действующее законодательство (ТК РФ, Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:
- обеспечение
соблюдения и защиты, трудовых
прав и свобод граждан,
- обеспечение
соблюдения работодателями
- обеспечение
работодателей и работников
- доведение до
сведения соответствующих
В соответствии
с вышеуказанными задачами органы федеральной
инспекции труда реализуют
1) осуществляют
государственный надзор и
2) анализируют
обстоятельства и причины
3) осуществляют
в соответствии с
Федерации рассмотрение дел об административных
правонарушениях;
4) направляют
в установленном порядке
5) реализуют
мероприятия по координации
6) проводят предупредительный
надзор за строительством
7) обобщают практику
применения, анализируют причины
нарушений трудового
по их совершенствованию;
8) анализируют
состояние и причины
разрабатывают предложения по его профилактике,
принимают участие в
расследовании несчастных случаев на
производстве или проводят его самостоятельно;
9) дают заключения
по проектам строительных норм
и правил, других нормативных
документов о соответствии их
требованиям трудового
10) участвуют
в установленном порядке в
разработке государственных
11) принимают
необходимые меры по
12) запрашивают
у федеральных органов
13) ведут прием
и рассматривают заявления,
14) осуществляют
информирование и
15) информируют
общественность о выявленных
нарушениях трудового
16) готовят и
публикуют ежегодные доклады
о соблюдении трудового
В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ)наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.
1.
Беспрепятственно в любое
2. Запрашивать
у работодателей и их
3. Осуществлять
расследование несчастных
причин нарушений законодательства о
труде и охране труда.
4. Предъявлять
работодателям и их