Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства. На сегодняшний день в Российской Федерации складывается весьма печальная картина в трудовой сфере. Работник с его интересами и правами зачастую теряется в массе других факторов хозяйственной деятельности работодателя и отодвигается в системе его приоритетов на последний план.
Введение……………………………………………………………………….........3
1.Теоретические аспекты исследования защиты трудовых прав работников………………………………………………………………………….8
1.1 Понятия и формы защиты трудовых прав работников……………………….8
1.2 Факторы и условия обеспечения защиты трудовых прав работников……..11
2. Анализ и оценка уровня защиты трудовых прав работников…………...18
2.1 Анализ основных показателей самозащиты трудовых прав работников…..18
2.2 Государственный надзор и контроль в области защиты трудовых прав……20
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………………………………………………………..29
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ…………………………………………………………………………36
3.1 Защита трудовых прав работников профессиональными союзами………………………………………………………………………………36
3.2 Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательств………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………………57
Во-вторых, формой государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права должна быть признана деятельность органов Федеральной инспекции труда.
На основании статей 356-357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В частности, государственный инспектор труда может предъявить работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников. Такие предписания также являются правоприменительным актом, обязательным для исполнения.
В-третьих, формой государственного надзора и контроля в части 3 статьи 353 ТК РФ назван внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных Федеральными законами и законами субъектов РФ. Данный вид деятельности также может быть оформлен в виде приказа, обязательного для исполнения нижестоящими организациями и должностными лицами.
В-четвертых, формой государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и его территориальных органов. Данный вид надзора осуществляется в отдельных отраслях промышленности на отдельных объектах. При его осуществлении должностные лица также могут не только выявлять нарушения норм трудового права, но и выдавать обязательные для исполнения указания (предписание).
В-пятых, формой государственного надзора и контроля может быть признана деятельность федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора, который осуществляет функцию по надзору и контролю в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. В этих отношениях должностные лица также вправе выдавать предписания об устранении нарушений эксплуатации указанных установок и сетей, что позволяет устранить нарушение трудовых прав работников, выполняющих трудовую функцию.
В-шестых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В рамках указанных отношений должностные лица данного органа вправе выдавать предписания в пределах имеющихся у них полномочий по устранению нарушений норм трудового права, что может повлечь за собой восстановление нарушенных прав работников. Такие предписания являются обязательными для исполнения, то есть их следует признать правоприменительными актами.
В-седьмых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере безопасности при использовании атомной энергии. При осуществлении данного вида деятельности лица, осуществляющие надзор в сфере безопасности при использовании атомной энергии, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Осуществление данного надзора влечет возникновение отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях должностные лица вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, что влечет возникновение у работодателя обязанности по их исполнению.
Следовательно, государственный надзор и контроль является одним из способов защиты трудовых прав работников, использование которого приводит к возникновению отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях может получить процессуальное оформление устранение допущенных работодателем нарушений трудовых прав работников. Однако функцию по защите трудовых прав государственный надзор и контроль выполняет только после реального восстановления трудовых прав, что предполагает принудительное исполнение решений органов государственного надзора и контроля по устранению выявленных ими нарушений трудовых прав и законных интересов работников13.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой вид государственной деятельности за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, что, в свою очередь, является одним из направлений выполнения государством социальных функций. Кроме того, характеризуя надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как выполнение данной функции всеми органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников, необходимо, на наш взгляд, говорить о существующем взаимодействии органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права с целью соблюдения работодателем установленных государством социальных стандартов в сфере труда.
В связи с изложенным государственный контроль и надзор за соблюдением норм трудового права следует рассматривать как совокупность следующих особенностей:
*осуществление деятельности полномочными государственными органами;
*возможность осуществления этой деятельности исключительно в рамках отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;
*наличие самостоятельных оснований возникновения, изменения и прекращения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;
*достижение самостоятельной правовой цели - обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников.
Подчеркнем еще раз, что защитой трудовых прав данный вид деятельности может быть признан только после реального устранения допущенных работодателем нарушений прав и законных интересов работников.
Очевидно, что судебной защитой трудовых прав могут воспользоваться работники и работодатели. Тогда как государственный надзор и контроль осуществляется за деятельностью работодателя с целью исключения из нее нарушенных трудовых прав и законных интересов работников. Поэтому самостоятельной целью этой деятельности является обеспечение полномочными государственными органами соблюдения трудовых прав и законных интересов работников14.
Под
охраной труда понимается
система сохранения
жизни и здоровья работников
в процессе трудовой
деятельности, включающая
правовые,социально-
В
узком смысле охрана
труда представляет
собой комплекс мер
по направлениям: правовому,
экономическому, организационно-техническому,
Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если станки,оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности, сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.
В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.
После вступления в силу закона от 17.07.99 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда. Принципиальная схема этой системы показана на рис.Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:
-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
-государственное управление охраной труда;
-государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
-содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
-расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
-координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
-распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
-участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
-подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
-организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме,
-профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
-обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
-международное сотрудничество в области охраны труда;
-проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
-установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.