Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами.
Введение
1 Правовое положение профсоюзов в сфере труда
1.1 Профсоюзные оргоны как субьект трудового права
1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции, нормативно –првавые
регулирования их деятельности
2 Основные права профсоюзов, их классификация
3 Защита трудовых прав работников профсоюзами
3.1 Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и
охрана труда
4 Гарантии осуществления профсоюзных прав
Заключение
Библиографический список
Государственный надзор и контроль и общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда распространяются на организации всех видов и форм собственности.
Ныне на уровне Трудового кодекса (ст. 370) закреплены права профсоюзных инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать от администрации организаций информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
-предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Как видим, здесь права профсоюзных инспекторов труда такие же, как и у государственных инспекторов труда, т. е. властного характера;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов труда и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвержденное высшим профсоюзным органом) предоставил им существенные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использовали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.
4 Гарантии осуществления профсоюзных прав
Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». (ст. 41)
Под гарантиями осуществления профсоюзами своих прав следует понимать предусмотренные законодательством дополнительные меры, которые призваны создавать благоприятные условия для реализации профсоюзами субъективных прав.
Можно выделить несколько видов таких, гарантий:
1) обеспечения имущественных прав профсоюзов. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности профсоюзам гарантируется неприкосновенность принадлежащего им имущества». Финансовый контроль за денежными средствами от профсоюзной деятельности, например за использованием членских взносов, сумм, взыскиваемых в пользу работников, со стороны органов государственной власти не допускается. Исключение составляют случаи контроля со стороны государственных органов власти за средствами, получаемыми профсоюзами от предпринимательской деятельности.
Одной из гарантий имущественных прав профсоюзов является возмещение им судебных расходов, понесенных в связи с участием в гражданском процессе по защите прав и свобод граждан. К числу таких расходов относятся как материальные затраты профсоюзов, в частности связанные с составлением копий документов, получением дополнительных доказательств, так и расходы по представительству неопределенного круга лиц или конкретных работников.
В ст. 100 ГПК РФ предусмотрена оплата за счет проигравшей стороны услуг
представителя. Профсоюз призван осуществлять представительство граждан
бесплатно, но это не является основанием для лишения его права на получение расходов на представительство. Ведь участие профсоюзного работника в суде влечет выплату ему заработной платы за это время. Как минимум данная оплата и является понесенными профсоюзом расходами на представительство. В качестве установленного законодательством минимума должен применяться размер оплаты труда адвокатов. В п. 1 постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» предусмотрена оплата труда адвоката за один день участия в деле в размере не менее 275 руб. и не более 1100 руб. В ч. 4 ст. 1 ГПК закреплен принцип процессуальной аналогии, который позволяет применить данную норму и к гражданскому судопроизводству. Как известно, профсоюз осуществляет представительство граждан в гражданском судопроизводстве в силу требований закона и факта членства в профсоюзе. Поэтому в рассматриваемом случае вполне применима процессуальная аналогия, позволяющая взыскать с проигравшего профсоюзу гражданский процесс участника не только очевидные материальные затраты, но и расходы на представительство в суде, осуществляемое профсоюзом.
Следовательно, профсоюз имеет право требовать с работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления, противостоявших ему в процессе и проигравших гражданское дело в суде, расходы на представительство в размере не ниже установленных названным постановлением Правительства РФ.
Имущественные гарантии прав профсоюзов призваны прежде всего обеспечивать организационную самостоятельность профсоюзов, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на реализацию ими правотворческих и правоприменительных полномочий;
2) предоставляемые работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей. Предоставление таких гарантий предусмотрено в ст. 171 ТК РФ. К числу этих гарантий ч. 3 ст. 374 ТК РФ относит освобождение указанных работников от выполнения трудовых обязанностей для осуществления профсоюзной деятельности на условиях, определенных коллективным договором, соглашением. Очевидно, что осуществление профсоюзной деятельности является уважительной причиной не исполнения названными работниками своих трудовых обязанностей. В ч. 1 ст. 374 ТК РФ установлено, что увольнение по инициативе работодателя руководителей и заместителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений на основании п. 2 (сокращение численности или штата работников организации), п. 3 (недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации), п. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ч. 1 ст.81 ТК РФ допускается с соблюдением общего порядка увольнения и только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа. Отсутствие данного согласия позволяет признать незаконным увольнение работников, являющихся руководителями или заместителями руководителя выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, по перечисленным основаниям. При применении ч. 1ст. 374 ТК РФ следует учитывать Постановление КС РФ от 24 января 2002 г. №3-П по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которыми признаны неконституционными положения о недопустимости увольнения без предварительного согласия работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. Таким основанием является п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
3) предоставляемые работникам, освобожденным от работы в связи с избранием на выборную профсоюзную должность в данной организации. Указанным работникам по окончании срока выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - с согласия работника другая равноценная работа в той же организации. При невозможности предоставления такой работы или отказе работника от предлагаемой работы за ним за счет средств объединения профсоюзов сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. В коллективном договоре, соглашении могут быть предусмотрены более льготные условия сохранения среднего заработка за профсоюзным работником на период трудоустройства или обучения. В этом случае средний заработок за ним сохраняет работодатель. Перечисленные гарантии предусмотрены в ст. 26 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, а также в ст. 375 ТК РФ;
4) предоставляемые работникам, являющимся членами выборного профсоюзного органа. В соответствии со ст. 376 ТК РФ увольнение руководителя выборного профсоюзного органа, его заместителей в течение двух лет по окончании выборных профсоюзных полномочий по п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допускается соблюдением общего порядка и требований ст.374 ТК РФ, предусматривающей получение согласия на увольнение вышестоящего профсоюзного органа либо прохождение процедуры учета мнения профсоюза организации. При применении перечисленных оснований к названным работникам работодатель должен получать согласие вышестоящего профсоюзного органа, а при его отсутствии соблюдать процедуру учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Рассмотренные гарантии призваны обеспечить независимое осуществление лицами, входящими в состав выборных профсоюзных органов, правотворческих и правоприменительных полномочий на уровне конкретной организации;
5) создания работодателем условий для осуществления деятельности выборным профсоюзным органом. В соответствии с ч. 1 СТ.377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам организации, объединяющим его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для работников организации месте. В организациях с численностью работающих свыше 100 человек работодатель обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные документы. Более льготные условия могут быть установлены в коллективном договоре организации.
Работодатель на основании письменных заявлений работников обязан осуществлять бесплатно перечисление взносов из заработной платы. В коллективных договорах, соглашениях могут быть предусмотрены и иные гарантии для осуществления профсоюзами деятельности по защите прав и свобод граждан. В частности, работодатель может передавать профсоюзам помещения для осуществления профсоюзами культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, а также перечислять профсоюзам средства для проведения данной работы.
Перечисленные гарантии призваны обеспечить организационную самостоятельность профсоюзов, а также реализацию ими правотворческих и правоприменительных полномочий по защите прав, свобод и интересов граждан. Рассмотренный нами перечень гарантий осуществления профсоюзами принадлежащих им прав не является исчерпывающим. В частности, в коллективных договорах, соглашениях за счет средств договаривающихся сторон может быть предусмотрено предоставление других гарантий, существование которых не входит в противоречие с действующим законодательством. Например, работодатель и профсоюз могут заключить договор о предоставлении профсоюзу дополнительных гарантий при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением трудового законодательства, в частности создание профсоюзной инспекции труда, обладающей полномочиями по устранению нарушений прав работников.
Оплата труда руководителей выборного первичного органа профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором (ч. 7 ст.377 ТК РФ);
6) осуществления профсоюзами контроля за соблюдением норм трудового права, которые предусмотрены в ст. 370 ТК РФ. С этой целью профсоюзы могут создавать свои инспекции труда, которые имеют возможность контролировать соблюдение законодательства в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении допущенных нарушений. Результаты этой деятельности могут быть использованы государственными органами для устранения выявленных профсоюзами нарушений.
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
Информация о работе Защита трудовых прав работников профсоюзами