Не подлежат обжалованию
в суд действия органов управления
и воинских должностных лиц, которые
совершаются ими в сфере управления
войсками (о передислокации войск, проведении
учений), а также в организации
боевого дежурства, несении караульной
службы и т.п.
Указанные категории гражданских
дел разрешаются судьей военного
суда единолично, но по правилам искового
производства, регламентированного
в разделе VI ГПК.
Жалобы военнослужащих и
членов их семей на неправомерные
действия органов государственного
управления, общественных объединений
и должностных лиц, а также
дела искового производства, не вытекающие
из воинских правоотношений этих лиц,
разрешаются районными (городскими)
судами.
Из всего вышесказанного
по поводу подсудности и компетенции
военных судов, можно сделать вывод что,
военные суды рассматривают гражданские
и уголовные дела военнослужащих и членов
их семей. Также военные суды осуществляют
судебную защиту военнослужащих от неправомерных
действий органов военного управления
и воинских должностных лиц путем рассмотрения
гражданских дел.
- Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь
- Межгарнизонный военный суд
Межгарнизонные военные суды
образуются, реорганизуются и ликвидируются
Президентом Республики Беларусь с учетом
численности и дислокации воинских частей
вооруженных сил, иных войск и воинских
формирований по совместному представлению
Министра юстиции и Председателя Верховного
Суда (ст. 29 Кодекса о судоустройстве и
статусе судей).
Межгарнизонный военный суд
действует только как суд первой инстанции,
рассматривая подавляющее большинство
уголовных и гражданских дел, подсудных
военным судам.
В Республике Беларусь действует
шесть межгарнизонных военных судов:
в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске
и Борисове.
Межгарнизонный военный суд
состоит из председателя суда, судей и
народных заседателей. При наличии пяти
и более судей в составе межгарнизонного
военного суда вводится должность заместителя
председателя (ч. 3 ст. 30 Кодекса о судоустройстве
и статусе судей).
Количество судей для
каждого межгарнизонного военного
суда устанавливается Президентом Республики
Беларусь по совместному представлению
Министра юстиции и Председателя Верховного
Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса о судоустройстве
и статусе судей). Только межгарнизонный
военный суд в г. Минске имеет шесть судей,
во всех остальных - по три судьи.
К судьям межгарнизонных военных
судов кроме общих требований, предъявляемых
к судьям районных (городских) судов, применяются
дополнительные: иметь статус военнослужащего
и воинское звание офицерского состава
(ч. 3 ст. 94 Кодекса о судоустройстве и статусе
судей).
В соответствии со сложившейся
практикой народными заседателями
межгарнизонного военного суда являются
граждане Республики Беларусь, состоящие
на военной службе. Их количество для межгарнизонного
военного суда - 35 человек на одного судью.
Списки народных заседателей
межгарнизонных военных судов составляются
сроком на пять лет и утверждаются командирами
воинских частей.
Председатель межгарнизонного
военного суда и его заместитель назначаются
Президентом Республики Беларусь по совместному
представлению Министра юстиции и Председателя
Верховного Суда сроком на пять лет (ч.
1 ст. 32 Кодекса о судоустройстве и статусе
судей).
Полномочия председателя
межгарнизонного военного суда и его заместителя
полностью соответствуют полномочиям
председателя районного (городского) суда
и его заместителя.
Также следует отметить,
что в 2005 году было утверждено положение
о председателе районного (городского),
межгарнизонного военного суда Республики
Беларусь. В этом Положении написано,
какие организационные функции выполняет
председатель районного (городского),
межгарнизонного военного суда Республики
Беларусь. Ниже я напишу основные моменты
из этого Положения:
- Организация работы основной деятельности:
- с учетом категорий сложности дел, их объема, а также квалификации судей, опыта работы, степени загруженности распределяет уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы; в необходимых случаях (болезнь, отпуск, учеба и другие уважительные причины длительного отсутствия судьи) незамедлительно передает судьям для рассмотрения числящиеся за отсутствующими судьями уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы;
- с учетом соотношения категорий дел, количества и квалификации судей решает вопрос о проведении частичной или полной специализации по рассмотрению уголовных и гражданских дел;
- осуществляет контроль, за качественным рассмотрением дел и соблюдением установленных законом сроков их рассмотрения, не оставляя без оперативного реагирования ни одного случая волокиты, а также вынесения судебных постановлений с нарушением законодательства Республики Беларусь;
- устанавливает порядок, исключающий возможность неосновательного отложения судебных разбирательств по вине суда;
- осуществляет контроль, за соблюдением порядка назначения дел для рассмотрения их в кассационном порядке и своевременным направлением дел в суд второй инстанции;
- берет на особый контроль уголовные, гражданские и административные дела, не оконченные производством в установленные законом сроки, а также производство по которым приостановлено, требует от судей в необходимых случаях разработки плана, направленного на безотлагательное их разрешение, контролирует выполнение этих планов;
- обеспечивает и контролирует работу канцелярии суда в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь;
- в целях повышения четкого и оперативного исполнения служебных обязанностей разрабатывает наиболее рациональное распределение обязанностей между работниками, осуществляющими техническое обслуживание и обеспечивающими функционирование суда, организует взаимозаменяемость в их работе;
- организует сдачу или списание в архив суда и хранение дел, материалов, документов, ежегодный отбор и уничтожение по акту дел и материалов, сроки хранения которых истекли;
- дает разрешение на выдачу, высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов и документов;
- решает вопросы организации рабочих мест, создания надлежащих условий труда с использованием компьютерной и другой техники;
- изучает и внедряет в практику работы суда передовой опыт организации работы судов Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь;
- обеспечивает наличие в суде государственной символики Республики Беларусь на здании и в помещениях, а также объявлений, информационных стендов, образцов исковых заявлений;
- обеспечивает сохранность дел и соблюдение режима секретности в суде;
- распределяет и закрепляет за судьями судебных исполнителей;
- руководит работой старшего судебного исполнителя и осуществляет контроль за его деятельностью;
- организует работу по соблюдению судьями надлежащего контроля за качеством и своевременным обращением к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений.
В межгарнизонных военных судах
имеется аппарат, выполняющий вспомогательные
функции, аналогичные тем, которые осуществляют
работники аппарата районных (городских)
судов. Его численность зависит от количества
судей в данном суде и объема их работы.
- Полномочия заместителя председателя межгарнизонного военного суда:
- Организация аналитической работы и профилактики правонарушений;
- ежеквартально с участием помощника председателя суда и консультантов суда анализирует состояние судимости в районе (городе), гарнизоне, итоги работы суда и информирует по этим вопросам местные исполнительные и распорядительные органы и управление юстиции, а председатель межгарнизонного военного суда - Белорусский военный суд;
- планирует работу суда на полугодие на основании результатов деятельности суда, а также изучения и анализа статистических данных о состоянии преступности, других правонарушений, судимости в районе (городе), гарнизоне;
- принимает участие в подготовке и проведении совещаний координационного совета по борьбе с преступностью;
- руководит изучением и обобщением судебной практики, утверждает план обобщений, вопросы, подлежащие изучению, сроки и меры по реализации результатов обобщений;
- осуществляет контроль за всесторонним и полным выявлением судьями причин и условий, способствующих совершению правонарушений, вынесением частных определений, их качеством, целенаправленностью, направлением копий частных определений на исполнение и принимает меры к обеспечению их исполнения и своевременному принятию мер реагирования на частные определения;
- систематически с участием помощника председателя суда и консультанта суда анализирует и принимает меры к улучшению работы суда по подготовке и повышению воспитательного значения судебных процессов. Рекомендует судьям конкретные дела к рассмотрению в выездных судебных заседаниях;
- с учетом состояния преступности и других правонарушений в районе (городе), области, отдельных населенных пунктах, трудовых коллективах и воинских частях планирует и организует работу судей по проведению лекций, бесед, выступлений в печати и по радио, другой правовой работы.
- Организация работы аппарата суда:
- обеспечивает четкое распределение должностных обязанностей, утверждает должностные инструкции работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование суда, осуществляет систематический контроль за их выполнением;
- обеспечивает строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводит работу, направленную на устранение потерь рабочего времени;
- устанавливает и утверждает правила внутреннего трудового распорядка суда и контролирует их выполнение;
- организует систематические проверки работы структурных подразделений суда;
- по мере необходимости проводит оперативные совещания с работниками суда, контролирует изготовление протоколов судебных заседаний и совещаний, обеспечивает выполнение принятых решений и планов работы суда;
- принимает на работу, решает вопросы предоставления отпусков, перевода, увольнения, поощрения, установления доплат за особый характер работы, наложения дисциплинарных взысканий в отношении работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование суда;
- осуществляет подбор и изучение личных и деловых качеств кандидатов на должности консультантов суда, стажеров судьи и судебных исполнителей и согласовывает указанные кандидатуры с управлением юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета (далее - управление юстиции), которое направляет материалы в Министерство юстиции Республики Беларусь для назначения их на должности;
- вносит представление начальнику управления юстиции (председателю Белорусского военного суда) о поощрении, установлении размера надбавок за особые условия государственной службы помощнику председателя суда, консультантам суда, старшему судебному исполнителю, судебным исполнителям;
- ходатайствует перед начальником управления юстиции, Министром юстиции Республики Беларусь либо председателем областного, Минского городского, Белорусского военного суда или Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о возбуждении дисциплинарных производств в отношении судей;
- обеспечивает проведение не реже одного раза в месяц занятий с помощником председателя суда, консультантами суда, судебными исполнителями, работниками, осуществляющими техническое обслуживание и обеспечивающими функционирование суда, по повышению квалификации;
- обеспечивает регулярное не реже одного раза в месяц проведение занятий с судьями по изучению текущего законодательства, материалов судебной практики, передового опыта организации судебной работы, повышению профессионального мастерства;
- проводит работу по формированию резерва кадров работников суда, представляет на согласование в управление юстиции резерв кандидатов на должности судьи, консультанта суда, старшего судебного исполнителя, судебного исполнителя;
- способствует созданию в суде деловой, творческой обстановки, поддерживает и развивает инициативу и активность судей и работников суда, своевременно рассматривает критические замечания судей и работников суда и информирует их о принятых мерах;
- контролирует соблюдение судьями и работниками суда правил поведения, профессиональной этики и делового стиля одежды;
- несет персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективе;
- оказывает содействие управлению юстиции в подборе кандидатов в народные заседатели и представлении списков на утверждение, а также осуществляет контроль за истечением срока полномочий народных заседателей;
- организует своевременное ознакомление с правами и обязанностями народных заседателей и их регулярные занятия по повышению правовых знаний;
- обеспечивает составление графика участия народных заседателей в осуществлении правосудия и осуществляет контроль за выплатами народным заседателям за исполнение обязанностей в суде.
- Обеспечение анализа деятельности и планирование работы судебных исполнителей:
- организует работу судей по контролю за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов, проведением ежеквартальных проверок работы каждого судебного исполнителя с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда;
- не реже одного раза в месяц проверяет состояние книги учета депозитных сумм путем подсчета и сверки поступивших и выданных сумм с выпиской из депозитного счета банка;
- обеспечивает оперативное и реальное исполнение судебными исполнителями исполнительных документов.
Межгарнизонный военный суд
рассматривает:
- гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы;
- уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.
- О восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения.
- О восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности.
- Об отмене дисциплинарных взысканий.
- О взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.
- О возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей.
- О взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.
Рассмотрение уголовных
дел в отношении иных лиц не
допускается, за исключением уголовных
дел о преступлениях, хотя
бы одно из которых подсудно
межгарнизонному военному суду,
либо совершенных группой лиц, уголовное
дело хотя бы в отношении одного
из них подсудно межгарнизонному военному
суду.
Уголовные дела о преступлениях,
совершенных лицами в период
прохождения ими военной службы,
но к моменту рассмотрения дела в
суде уволенными с военной службы,
рассматриваются межгарнизонным военным
судом.
Рассмотрев полномочия мегарнизонного
военноого суда можно сделать вывод, что
межгарнизонный военный суд Республики
Беларусь является судом первой инстанции
в трёхзвенной системе военных судов и
правомочен рассматривать подавляющее
большинство уголовных и гражданских
дел, подсудных военным судам. Судьи межгарнизонных
военных судов должны иметь статус военнослужащего
и воинское звание офицерского состава.
2.2 Белорусский
военный суд
Белорусский военный суд
- второе звено в системе военных судов
республики. Его количественный состав
устанавливается Президентом Республики
Беларусь по совместному представлению
Министра юстиции и Председателя Верховного
Суда.
Белорусский военный суд
состоит из председателя суда, двух
его заместителей, шести судей
и народных заседателей, состоящих
на военной службе. Число последних
определяется в размере 25 человек
на одного судью. Списки народных заседателей
для Белорусского военного суда составляются
сроком на пять лет, и утверждаются Президентом
Республики Беларусь.
Белорусский военный суд
действует в составе президиума
и двух судебных коллегий по уголовным
и гражданским делам, которые
утверждаются его председателем
из числа судей этого суда. Руководство
их работой осуществляют заместители
председателя суда, входящие в состав
соответствующих коллегий.
Председатель Белорусского
военного суда в необходимых случаях
вправе привлекать судей, входящих в
состав одной коллегии, к рассмотрению
дел, отнесенных к компетенции другой
коллегии.
Судебные коллегии рассматривают
в качестве суда первой инстанции
уголовные дела о преступлениях
против мира и безопасности человечества,
преступлениях против государства,
о совершенных военнослужащими
преступлениях, за которые может
быть назначена смертная казнь.
Белорусский военный суд
вправе рассматривать по первой инстанции
и гражданские дела в случаях,
предусмотренных законодательством
(ч. 3 ст. 44 ГПК). Он может изъять любое уголовное
или гражданское дело из межгарнизонного
военного суда и принять его к своему производству
по первой инстанции.
Белорусский военный суд
осуществляет надзор за судебной деятельностью
межгарнизонных военных судов.
В кассационном порядке судебные
коллегии Белорусского военного суда
рассматривают жалобы и протесты
на не вступившие в законную силу приговоры,
решения, определения и постановления
межгарнизонных военный судов. С этой
целью в судебных коллегиях образуются
составы суда для коллегиального рассмотрения
дел, которые утверждаются президиумом
суда по представлению его председателя.
Судебные коллегии Белорусского военного
суда по направлениям своей деятельности
изучают и обобщают судебную практику,
анализируют судебную статистику.
Президиум Белорусского военного
суда образуется в составе председателя
суда, его заместителей и судей. Количественный
и персональный состав президиума утверждается
Президентом Республики Беларусь по
совместному представлению Министра
юстиции и Председателя Верховного
Суда. Президиум Белорусского военного
суда рассматривает в порядке надзора
и по вновь открывшимся обстоятельствам
уголовные и гражданские дела. Это дела
по протестам на кассационные определения
судебных коллегий Белорусского военного
суда и на вступившие в законную силу приговоры,
решения, определения и постановления
военных судов (ч. 2ст. 407 УПК, ч. 4 ст. 440 ГПК).
В остальном компетенция президиума Белорусского
военного суда и порядок его работы такие
же, как и президиумов областных (Минского
городского) судов.
Руководит работой Белорусского
военного суда председатель и его
заместители, которые назначаются
Президентом Республики Беларусь по
совместному представлению Министра
юстиции и Председателя Верховного
Суда сроком на пять лет. Для обеспечения
деятельности по осуществлению правосудия
в Белорусском военном суде имеется аппарат
суда, который осуществляет те же функции,
что и аппарат областных (Минского городского)
судов.