Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:59, курсовая работа
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо раскрыть следующие задачи:
изучить место и роль военных судов в судебной системе РБ;
установить подсудность военных судов;
описать структуру и полномочия военных судов РБ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общие положения о военных судах в Республике Беларусь............5
Место и роль военных судов Республики Беларусь в судебной системе.
Подсудность военных судов………………………………………………7
Структура и полномочия военных судов Республики Беларусь…12
Межгарнизонный военный суд.
Белорусский военный суд………………………………………………...20
Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь…………...23
Заключение...........................................................................................................25
Список использованных источников..............................................................27
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение.
Вооруженные силы Республики Беларусь могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах, строгий военный порядок. Президент и Правительство республики придают большое значение деятельности судов в современных условиях, потому что поддержание и укрепление законности в Республике Беларусь входит в обязанности всех без исключения государственных структур. В системе органов государственной власти суду, в том числе и военному, принадлежит особое место. Это главный инструмент правового государства и атрибут гражданского общества. Не случайно в механизме защиты прав и свобод граждан Конституция Республики Беларусь отводит судебной власти одно из центральных мест.
Вопрос деятельности военных судов Республики Беларусь вызывает интерес и актуальна для исследования. Итак, целью данной курсовой работы является – исследование деятельности военных судов Республики Беларусь.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо раскрыть следующие задачи:
Объектом исследования являются военные суды Республики Беларусь.
Предметом исследования – правовая база, структура, полномочия и подсудность военных судов.
Для достижения целей курсовой работы были использованы совокупность общенаучных методов познания, таких как: диалектический метод и метод анализа. В ходе исследования применялись также специальные методы правовых исследований: исторический, формально-логический, а также методы обработки данных.
Первая часть посвящена общим положениям о военных судах в Республике Беларусь, о месте и роли военных судов Республики Беларусь в судебной системе, история их появления, структура и подсудность военных судов.
Вторая часть содержит характеристику, структуру и полномочия межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда. Также рассказывается о Военной коллегии Верховного суда Республики Беларусь.
Основой работы являются законодательные источники, нормативные акты, в которых содержатся нормы государственного, административного, процессуального и иных отраслей права, регулирующих построение судов.
Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выполнять поставленные перед ними задачи только в том случае, если в них будет поддерживаться воинская дисциплина, законность и правопорядок. Этому призваны способствовать военные суды, которые по действующему белорусскому законодательству отнесены к судам общей юрисдикции.
Исторически военные суды
представляют собой первые специализированные
органы правосудия в белорусской
судебной системе. Своеобразие их правового
статуса заключается в
В СССР военные суды назывались
военными трибуналами. Их статус определяло
общесоюзное Положение о
Трибунал (от лат. tribunal) – судилище, судебная коллегия; чрезвычайный или специализированный суд, например, военный. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 года военные трибуналы были переименованы в военные суды и явились частью системы общих судов, а поэтому при осуществлении правосудия действовали на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в систему Республики Беларусь. В соответствии с ч.2 ст. 28 Кодекса в системе общих судов могут создаваться специализированные суды: семейные, административные, в том числе и военные. И не случайно, что в Кодексе «О судоустройстве и статусе судей и Республике Беларусь» военным судам посвящены: Глава 4. Межгарнизонный военный суд (ст. 38 – 39), Глава 5. Белорусский военный суд (ст. 39 – 44), которые чётко регламентируют порядок образования военных судов, их систему, подсудность, полномочия. При осуществлении правосудия военные суды действуют на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. (Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятый 29 июня 2006 г. № 139 – 3).
Наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Военные суды призваны нести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы.
Система военных судов не соответствует
административно-
Военные суды обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским, областным, Минскому городскому), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде - общем для них высшем судебном органе. Рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов - лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела но искам, возникающим из воинских отношений.
Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организационное обеспечение деятельности военных судов - Министерством юстиции Республики Беларусь (ч. 2 ст. 183 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Финансирование и материально-
Можно смело сказать, что военные суды в судебной системе крайне важны - как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции Республики Беларусь, и призваны нести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы. Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выполнять поставленные задачи только в том случае, когда в них будет воинская дисциплина, законность и правопорядок.
1.2. Подсудность военных судов
Прежде чем приступить к исследованию подсудности военных судов, следует для начала знать определение, что такое подсудность.
Подсудность — это распределение
дел, подлежащих рассмотрению, установление
конкретного суда, который должен
рассмотреть данное дело. Подсудность
включает как компетентность, или
власть, принадлежащую тому или другому
суду постановить решение по делу,
так и соответствующую этой власти
обязанность заинтересованных лиц
подчиняться данному
Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего. Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в вооруженных силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.
Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. № 1939-XII «О статусе военнослужащих в Республике Беларусь», с изм. и доп. на 15 июля 2008 г. № 408-3).Статус военнослужащих распространяется на:
Лицо, не обладающее указанным статусом, может предстать перед военным судом в качестве обвиняемого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступление будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).
К исключительной подсудности
военных судов относятся
Уголовные дела о преступлениях
рассматриваются судьей военного суда
единолично, если мера наказания за
их совершение не превышает десяти
лет лишения свободы. Во всех остальных
случаях дело должно рассматриваться
коллегиальным составом: судьёй военного
суда и двумя народными
Как и районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение предварительного расследования и уголовного преследования, принудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, отказ в возбуждении уголовного дела. Этим занимается судья военного суда единолично.
Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из воинских отношений. Это дела по спорам военнослужащих о переводах, возмещении материального ущерба, увольнении с воинской службы, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).
Военные суды осуществляют судебную защиту военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц путем рассмотрения гражданских дел:
Во всех случаях неправомерными,
ущемляющими права