Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:29, доклад
Внешняя трудовая миграция как экономическое явление
Правовое регулирование внешней трудовой миграции
1
Внешняя трудовая
миграция: экономический
и правовой аспекты
Миграция (лат. мigration) от мigro – перехожу, переселяюсь) означает перемещение, переселение. Чаще всего употребляется термин миграция населения – перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо возвращением к нему [2, с. 811].
Наряду с миграцией населения в целом можно выделить и миграцию отдельных групп – социальных, этнических, половозрастных и др., которые могут перемещаться по различным причинам. Так, например, различают миграцию рабочей силы (трудовая миграция) – миграцию физических лиц из одной страны в другую с целью поиска работы. По классификации ООН, постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, которые прибывают в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года. Трудовую миграцию подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя трудовая миграция – это временное изменение места жительства с целью заняться оплачиваемой деятельностью в иностранном государстве. При этом оплачиваемая деятельность включает в себя как работу по трудовому договору, так и по гражданско-правовым договорам [3, с. 8]. Перемещение людей и целых народов в поисках лучших условий жизни и труда известны с древнейших времен. Первым массовым и целенаправленным завозом трудовых ресурсов в новое время была доставка черных рабов на Американский континент. После запрещения работорговли 2-ой волной миграции явилась эмиграция из Европы в страны Нового света [4, с. 5].
В настоящее время внешняя трудовая миграция приобретает устойчивый характер. Эмигранты из стран Африки, юго-восточной Азии, стран Латинской Америки, а равно из ряда стран Западной Европы неумолимо стремятся получить работу (постоянную или сезонную) в развитых странах. К примеру, граждане Мексики стремятся в США, поляки находят работу в других странах Европы: Норвегия, Швеция и др. экономически развитые страны.
Внешняя
трудовая миграция - это сложное явление,
которое является объектом исследования
различных наук: истории, географии, социологии,
экономики, психологии. В условиях глобализации
в настоящее время весьма актуальным является
рассмотрение экономического и правового
аспекта данного явления, с целью развития
международного сотрудничества в экономической
сфере, защиты прав и законных интересов
трудящихся мигрантов.
2.1
Внешняя трудовая
миграция как экономическое
явление
Трудовая
миграция является неотъемлемым элементом
современных экономических
В большинстве стран мира, в том числе и в Беларуси, представлены все выше перечисленные типы трудовой миграции.
Статистический учет трудовой миграции в Республики Беларусь ведется с 1994 г. Его данные свидетельствуют о положительном сальдо миграции в Беларуси. В 2009 году для временной работы за границей выехали около 4,2 тыс. человек, большинство из них (более 2,6 тыс.) отправились в Россию. В Беларусь для работы по контракту прибыли более 4,8 тыс. иностранцев, в том числе более 1,3 тыс. - из Украины, почти 1 тыс. - из Турции, немногим менее 800 человек - из Литвы, а также Китая, Вьетнама, Молдовы, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Грузии [6]. Вместе с тем не все миграционные патоки фиксируются статистикой. Отсутствие границ с Россией, благоприятный миграционный режим для граждан Республики Беларусь в Украине (возможность до трех месяцев находиться на территории страны без регистрации) обеспечивают возможность свободного трудоустройства в этих странах. Кроме того, большое количество граждан Республики Беларусь уезжают за рубеж нелегально. Поэтому реальная трудовая миграция за пределы Беларуси больше, чем отражается статистикой. Обращает внимания на себя тот факт, что из Беларуси выезжают в основном молодые работники в возрасте до 24 лет, а в Беларусь, напротив, приезжают лица старше 40 лет.
В
числе наиболее популярных стран
для трудоустройства
Причины и мотивы трудовой миграции различны. Политическая нестабильность режимов, бегство от расовой, религиозной и национальной дискриминации, военные обстоятельства – это причины, при которых отсутствует главный признак трудовой миграции – добровольность, т.е. такая миграция имеет вынужденный характер.
Существует
много социально-экономических
Следует
отметить, что миграция рабочей силы
связана, прежде всего, с развитием
крупного машинного производства, которое
предопределило неравномерность социально-
Социально-экономические последствия трудовой миграции имеются как в стране выезда, так и в стране въезда. К положительным последствиям миграции рабочей силы можно отнести:
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят:
Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а общественное мнение, об убыточности приема иммигрантов является необоснованным. Как отмечал профессор Гаврилов Т.А.: «экономические аргументы работают на поощрение иммиграции» [8, с. 82]. Необходимо отметить, что миграция рабочей силы порождает международное движение денежных средств, так экспорт рабочей силы неизбежно вызывает денежные переводы эмигрантов.
Таким образом, внешняя трудовая миграция – это сложное и многомерное, устойчивое и трудно контролируемое экономическое явление.
Актуальность
данного процесса обусловлена современными
политическими, экономическими, социальными
реалиями, среди которых, например,
нестабильная политическая ситуация в
странах арабского мира (Ливия, Египет),
заметное имущественное расслоение населения
(Российская Федерация, в последнее время
данная тенденция характерна и для Республики
Беларусь), последствия мирового экономического
кризиса 2009 г., перенаселенность и социальные
трения и т.п. При государственном регулировании
внешней трудовой эмиграции страна может
получить определенный экономический
эффект, в первую очередь, за счет освоения
новых технологий и передовых методов
организации трудового процесса, повышения
квалификации и улучшения профессиональной
подготовки своих специалистов, овладения
иностранными языками. Знания и навыки,
приобретенные при работе в другой стране,
могут быть использованы после возвращения
на родину. Благодаря переводу заработанных
денег, увеличивается приток валютных
поступлений в республику. Эти средства
в значительной степени способствуют
повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов,
а в некоторых случаях могут способствовать
повышению внутренних инвестиций.
2.2
Правовое регулирование
внешней трудовой
миграции
Внешняя трудовая миграция – явление международное, поэтому ни страна происхождения мигрантов, ни принимающие страна не в состоянии в одиночку решить связанные с ним вопросы.
Общепринятые мировые стандарты, принципы и нормы, применяемые в сфере регулирования международной трудовой миграции, разработаны универсальным центром регулирования вопросов «международного трудового права» Международной организацией труда (далее – МОТ) В 1954 г. Республика Беларусь вступила в МОТ и к настоящему времени ратифицировала 49 конвенций (из них 42 конвенции - в силе), которые включают такие основные права человека, как свободу объединения, право на организацию и ведение коллективных переговоров, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости.
Государства, ратифицируя международные конвенции, принимают на себя обязательства по выполнению международно-правовых норм, а именно: в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации», принятой Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии, закреплено, что все государства-члены имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав. Признавать обязательство МОТ, оказывать своим государствам-членам содействие в удовлетворении установленных и высказанных ими нужд, используя в полной мере для достижения этих целей все свои уставные, практические и бюджетные ресурсы, в том числе посредством привлечения внешних ресурсов и поддержки, а также поощряя другие международные организации, с которыми МОТ установила отношения в соответствии со ст. 12 ее Устава, к оказанию поддержки этим усилиям.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что МОТ оказывает Республике Беларусь содействие в сфере урегулирования вопросов, касающихся прав трудящихся, но, в то же время, Беларусь не ратифицировала ряд конвенций, деклараций МОТ, касающихся прав трудящихся-мигрантов. Этот вопрос становится особенно остро в плане заявки Республикой Беларусь о привлечении трудящихся-мигрантов на свой рынок. Вместе с тем одной из окончательно не решенных проблем является проблема имплементации международно-трудовых норм в законодательство Беларуси. В связи с этим и судебная практика применения норм международного права крайне незначительна, несмотря на ст. 112 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что «суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов» [9].
Информация о работе Внешняя трудовая миграция: экономический и правовой аспекты