Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть правовые проблемы трудовых споров и порядок их разрешения в современном трудовом законодательстве Республики Казахстан.
Задачами дипломной работы являются следующие:
1. Дать общую характеристику законодательству Республики Казахстан о трудовых спорах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ СПОРАХ……………… …………………………………...
1.1 История становления и развития трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства о трудовых спорах …….....
1.2 Понятие трудовых споров и причины их возникновения ………...
1.3 Классификация трудовых споров…………………………………….


7

7
11
19

2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..
2.1 Понятие и сущность индивидуального трудового спора …………..
2.2 Причины возникновения индивидуальных трудовых споров ...…..
2.3 Основные принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров ……………………………………………………………………...


23
23
27

32

3 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..
3.1 Понятие коллективных трудовых споров и причины их возникновения …………………………………………………………….
3.2 Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией ...
3.3 Рассмотрение коллективного спора трудовым арбитражем ………
3.4 Рассмотрение коллективного спора с участием посредника ………


43

43
53
55
58

4 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ …………………………………………………


60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

69

Работа содержит 1 файл

Диплом о трудовых спорах.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

Учреждение в Казахстане подобных специализированных трудовых судов способствовало бы:

1) созданию реальных гарантий по реализации конституционных прав граждан на судебную защиту в целом и трудовых прав, в частности;

2) обеспечению реального соблюдения требований процессуального законодательства при разрешении трудовых споров в суде;

3) усовершенствованию правового механизма реального и быстрого исполнения судебных решений, особенно по делам о взыскании заработной платы, пособий и других денежных выплат.

С оплатой труда общественных судей тоже не все в порядке, если работодатель сможет оплатить работу своего представителя, то объединения работников в основном не в силах будут это сделать, а на общественных началах опытные юристы работать не согласятся.

Долго можно перечислять судебные ловушки, рождающиеся сейчас при рассмотрении трудовых вопросов в гражданских судах. Необходимо стараться, чтобы они не прокрались и в новые реформаторские документы. Вот одна из таких ловушек - территориальная подсудность судов. Так уж повелось, что все трудовые споры сгружают в суд, который находится рядом с предприятием. Работники пытаются отдавать заявление с претензиями к работодателю по месту своего жительства, но там у них заявления не принимают, они, к сожалению, не знают, что это незаконно и покорно идут в суд, который часто связан деловыми отношениями с предприятием. Работодателю выгоднее задобрить несколько знакомых судей, чем кормить всю округу. От взяток у нас редко кто отказывается, замечены в коррупции и судьи. Может быть, по этой причине они встают на сторону работодателя, а работникам остается только удивлять мировую общественность, и ходить на работу без зарплаты.

Очередная правовая несправедливость утвердилась после принятия нового Трудового кодекса, она заключается в том, что профсоюзы лишили права представлять интересы своих членов без доверенности. При таком раскладе работник лично втянут в тяжбу с работодателем и в отношении него возникают репрессии со стороны работодателя.

Кроме того, у нас часто увольняют на эмоциональной основе, а потом во время судебного процесса начинают подтасовывать различные документы. О деловой документации наших предприятий разговор особый. Работодатели привыкли допускать в работе с персоналом различные вольности, это все отражается и в оформлении документов.

Процесс в трудовом суде должен быть значительно дешевле и доступнее, чем в обычном гражданском. Процедура разрешения дел по трудовым спорам должна быть менее формальной, а сроки прохождения дела и исполнения решения — более короткими, чем это принято в обычных гражданских судах. Так, дела о восстановлении на работе и о взыскании заработной платы, пособий и других выплат должны разрешаться в течение 1 месяца, а остальные — в пределах не более 3-х месяцев.

Главное в проблеме прав человека сегодня - не теоретическая разработка и даже не их законодательное закрепление, а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав человека, прежде всего социально-экономических. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. В юридической литературе различаются защита и охрана субъективного права. Некоторые авторы считают, что ни в трудовом законодательстве, ни в науке проблема защиты трудовых прав не разработана вовсе. Действительно, трудовое законодательство не перечисляет способы защиты прав в сфере труда. Однако это не означает их отсутствия. Так, к способам защиты трудовых прав можно отнести восстановление на работе, объявление забастовки и некоторые другие.

В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права, вступать в конфликт с работодателем. Обращение с жалобой на "хозяина" грозит потерей работы. Поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Забастовки стали реальностью нашего времени. Если еще десять-двенадцать лет назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько лет сообщения об этих акциях звучат все чаще, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает. Несомненно, забастовка может разрешить коллективный трудовой спор, но это будет уже далеко не мирный способ урегулирования конфликта. В судебной практике огромное количество забастовок признаются незаконными. В большинстве случаев они были организованы не в соответствии с законами. Но иногда работники предприятия (организации) боятся идти на такие крайние меры, так как любое обращение работника (работников) в суд, не говоря уже о забастовке, рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и чаще всего такой "смутьян" преследуется им, или просто не верят в положительный и выигрышный результат дела. Возможно, это возникает из-за недоверия к российской судебной системе, уверенности в подкупе всех заинтересованных лиц и т.д[14, с. 128].

Кроме того, очень часто работники, права которых были нарушены или ущемлены, вообще не пытаются их отстоять, так как они, в силу своей юридической неосведомленности и необразованности, бояться предпринимать какие-либо действия. В экономике в настоящее время выросла доля коммерческого сектора, и если в бюджетных организациях Трудовой кодекс РК еще как-то соблюдается, то там он просто не работает. На предприятиях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, так как это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать минимум гарантий, установленных в трудовом законодательстве). На таких малых предприятиях не создаются профсоюзы, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия "хозяина". Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

Для осуществления в полном объеме конституционного права на судебную защиту и учитывая огромное количество судебных по трудовым спорам, необходимо создать специализированные трудовые суды. Это позволит сократить сроки рассмотрения дел и восстановления нарушенных прав, устранить множественность юрисдикционных органов по разрешению трудовых споров, усовершенствовать правовой механизм реального и быстрого исполнения судебных решений. В соответствующем Законе о трудовых судах нужно в качестве принципа закрепить активное участие суда в сборе доказательств, так как равенство сторон трудового отношения весьма условно. Создание таких судов особенно актуально в настоящее время в связи с усилением роли локальных актов, регулирующих трудовые отношения.

При совершенствовании процессуального и трудового законодательства в Республике Казахстан целесообразно с учетом опыта зарубежных стран предусмотреть норму о том, что слушания в суде по трудовым делам могут начинаться лишь после того, как завершится примирительная процедура, цель которой - прийти к мировому соглашению.

Основным инструментом защиты трудовых прав есть и будет трудовое законодательство, которое должно соответствовать Конституции Республики Казахстан и международным нормам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ст. 24 Конституции Республики Казахстан признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 13 Конституции предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РК являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

В Трудовом кодексе Республики Казахстан дано следующее определение: «трудовой спор — разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями) по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя» (п. 19 ст. 1). Коллективный трудовой спор считается возникшим со дня письменного уведомления работодателя о требованиях работников, утвержденных решением общего собрания (конференции), или со дня истечения срока, указанного в статье 290 Трудового кодекса РК (семь дней), в случае несообщения работодателем, объединением работодателей своих решений.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примири­тельных процедур:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение спора с участием посредника;

3) рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Обязательным первым этапом является примирительная ко­миссия, после которой при недостижении согласия стороны пе­реходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рас­смотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (по­средника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны при­ступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничи­вает процедуру двумя этапами.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка – это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможно: лишь после прохождения примирительных процедур; при уклонении работодателя от примирительных процедур; когда он не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. В этих случаях работники могут использовать такие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (эти формы могут использоваться и в ходе забастовки для поддержания требований). Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Работодатели и их представители не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие

Итак, разрешение коллективных трудовых спо­ров — это важнейшая форма самозащиты работниками своих тру­довых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, об­ращаются в юрисдикционный орган.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере тру­да, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда дейст­вия обязанного субъекта были законными, а другой субъект счи­тает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудо­вой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

Само трудовое правонарушение нельзя еще считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут ре­шить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если оно не урегу­лировано самими сторонами и поэтому вынесено на рассмотре­ние юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездейст­вие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Трудовой спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия тру­да и быта.

В целом, трудовое законодательство представляется нам не до конца совершенным.

Во-первых, Трудовой кодекс РК устанавливает слишком длительные примирительные процедуры. Так, с момента выдвижения требований работников до рассмотрения спора с участием посредника или трудовым арбитражем данный срок может составить 21 рабочий день. Данный срок необходимо сократить до 14 дней.

Во-вторых, согласно закону, процедура разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение спора примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника или трудовым арбитражем. Введение фигуры посредника в примирительные процедуры – это весьма своевременный шаг законодателя. Посредник, однако, должен осуществлять свою деятельность на всех стадиях конфликта, в том числе и после начала забастовки. Согласно зарубежному опыту посредничество считается самым эффективным средством при разрешении коллективных трудовых конфликтов. Процедуру трудового арбитража следовало бы дополнить обязательностью арбитража для трудовых коллективов, не имеющих права на забастовку, и в частности государственных служащих, которые, в соответствии с законодательством о государственной службе Республики Казахстан, не вправе принимать участие в забастовках, причем в этом случае решение трудового арбитража должно иметь для сторон обязательную силу.

Процедуры посредничества и примирения могут быть как обязательными для сторон конфликта, что в настоящий момент наиболее предпочтительно, так и добровольными. Выполнение этих функций требует особого профессионализма и должно осуществляться специальной службой по урегулированию коллективных трудовых конфликтов, где конфликт должен быть зарегистрирован с момента выдвижения требований работников. Она же должна формировать списки специальных нейтральных посредников и арбитров, утверждать примерные регламенты (положения) трудовых арбитражей, а также самостоятельно проводить соответствующую учебно-методическую и организационную деятельность.

Информация о работе Трудовые споры