Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 14:49, реферат
Индивидуальные трудовые споры
Общая характеристика трудовых споров.
Причины возникновения трудовых споров и нормативная основа их разрешения.
В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работников. Под защитой трудовых прав понимается комплексная система мер, применяемых для обеспечения надлежащей реализации трудовых прав граждан, включающая судебную защиту, законодательные, административно-организационные и другие средства, а также самозащиту работниками трудовых прав В защите трудовых прав работников большую роль играют органы по рассмотрению трудовых споров, а право на судебную защиту является одной из важных гарантий трудовых прав работников. Особенно возрастает роль суда в современный период рыночной экономики и функционирования рынка труда, сопровождаемых нередко столкновениями противоречивых интересов работников и работодателей. Подобные столкновения могут порождать трудовые споры коллективные или индивидуальные.
Анализ законодательства о трудовых спорах и его применения в Российской Федерации, а также западного опыта разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) позволяет говорить о том, что в основе предмета этих споров заложены "конфликты интересов", или экономические споры.
Индивидуальные трудовые споры, как споры юридического характера, возникающие в связи с применением и толкованием действующих юридических норм, именуются "конфликтами права", или юридическими спорами.
Индивидуальные трудовые споры возникают в большинстве случаев из трудовых правоотношений. Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми правоотношениями.
По характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Споры искового характера, возникающие по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективных или трудовых договоров, связаны с подачей заявления (предъявлением иска) в юрисдикционный орган. Это индивидуальные трудовые споры искового характера.
Споры неискового характера возникают по вопросам установления или изменения условий труда, как правило, они имеют коллективное значение и соответственно являются коллективными трудовыми спорами.
В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется способ (порядок) его разрешения в законе федерального уровня (ТК), как того требует Конституция РФ (ч. 4 ст. 37).
Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в КТС, избираемой в организации. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с руководителем и обратился в КТС, то возникает индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.
Непосредственно в суде, минуя КТС, рассматриваются споры, затрагивающие наиболее важные права, как, например, о восстановлении на работе или об отказе в заключении трудового договора и др., а также при обращении работника с исковым заявлением. КТС и суд разрешают индивидуальные трудовые споры, вынося решения о восстановлении или признании права либо отказывая в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.
Иной порядок установлен для разрешения коллективных трудовых споров неискового характера (конфликты интересов). Прежде всего, стороны спора обязаны принять участие в его разрешении путем проведения примирительных процедур, включающих в себя несколько этапов. Первый из них позволяет сторонам в непосредственных переговорах, не обращаясь к иным лицам или органам, разрешить спор. С этой целью они образуют на паритетных началах, в равном представительстве примирительную комиссию, которая может принять решение только путем соглашения, достигнутого сторонами спора. Следующие этапы в разрешении коллективного трудового спора свидетельствуют о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных, по отношению к ним, третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу. Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.
Недостижение
соглашения путем примирительных процедур
может привести к обострению спора и забастовке.
В период забастовки стороны обязаны продолжить
проведение примирительных процедур до
полного разрешения коллективного трудового
спора. Порядок разрешения коллективных
трудовых споров в РФ нацелен на достижение
согласия спорящих сторон путем возможного
компромисса, взаимных уступок, исполнения
взятых обязательств, учета взаимных интересов.
В общем плане порядок разрешения коллективных
трудовых споров должен способствовать
развитию социального партнерства и социально-партнерских
отношений работников (их представителей)
и работодателей (представителей работодателей).
Индивидуальные трудовые споры и порядок их
рассмотрения
в комиссии по трудовым спорам
Понятие
индивидуальных трудовых споров
Определение индивидуального трудового спора нашло законодательное закрепление в ст. 381 ТК. Согласно этой статье индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора.
Из данного понятия вытекает, что одной стороной индивидуального трудового спора является работодатель, а другой стороной - работник. Помимо работника (физического лица, вступившего в трудовые отношения с работодателем) выделяется в качестве "стороны" указанного спора также лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем ("бывший работник"), или лицо, желающее заключить трудовой договор и поступить на работу, но которому в этом отказано работодателем.
В законодательной формулировке отражено то, что возникновению индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии: "индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником...". Иногда термины "разногласие" и "спор" рассматриваются как синонимы, хотя не любое разногласие есть спор. С момента возникновения разногласий обычно ведутся переговоры с работодателем самим работником или с участием его представителя. Если же в ходе непосредственных переговоров разногласия не удается урегулировать, неурегулированные разногласия "перерастают" в трудовой спор при обращении работника в юрисдикционный орган: КТС или суд (мировому судье) для разрешения спора с соблюдением установленных процессуальных и процедурных норм.
Необходимость урегулирования возникших разногласий, а не спора предусмотрена ТК (ч. 2 ст. 385), где установлено, что "если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем", то индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС.
В
юридической литературе также проводится
различие между понятиями "конфликт"
и "трудовой спор". При этом подчеркивается,
что конфликт может "тлеть", когда
стороны не предпринимают никаких усилий,
чтобы его погасить, а разрешение такого
конфликта возможно самими сторонами
добровольно в результате переговоров.
Но если этого не происходит, то возникает
необходимость привлечения к разрешению
указанного конфликта специальных уполномоченных
на это органов и "конфликт перерастает
в трудовой спор"
Этот
признак индивидуального трудового спора
отмечается в указанном определении (ст.
381 ТК), согласно которому обязательным
является обращение лица (работника) с
заявлением в орган по рассмотрению индивидуальных
трудовых споров. Работник обращается
с исковым заявлением в КТС или к мировому
судье, а по вопросам о восстановлении
на работе лицо обращается в суд в сроки,
установленные в законе. Предметом иска
является соответствующее конкретное
требование истца к ответчику. Это может
быть требование работника о восстановлении
или признании трудовых прав, которые,
по его мнению, должны ему принадлежать
на основе закона, иных нормативных правовых
актов, коллективного договора, соглашений,
а также условий трудового договора (о
незаконности перевода на другую работу,
о невыплате заработной платы, премии,
о восстановлении на работе в связи с увольнением,
об отказе в заключении трудового договора,
приеме на работу и др.).
По характеру спора
все трудовые споры подразделяются на
два вида:
1) споры о применении
норм трудового законодательства, в которых
защищается и восстанавливается нарушенное
право работника или профсоюза или права
коллектива работников;
2) споры об установлении
новых или изменении существующих социально-экономических
условий труда и быта, не урегулированных
законодательством, которые могут возникать
из трудового правоотношения, - об установлении
работнику в локальном порядке новых условий
труда (нового срока отпуска по графику
отпусков, нового тарифного разряда).
По правоотношениям,
из которых может возникнуть спор, все
трудовые споры делятся на:
1) споры из трудовых
правоотношений (их абсолютное большинство);
2) споры из правоотношений
по трудоустройству (например, не принятого
по брони инвалида или другого лица, с
которым работодатель обязан заключить
трудовой договор);
3) споры из правоотношений
по надзору и контролю за соблюдением
трудового законодательства и правил
охраны труда;
4) споры из правоотношений
по подготовке кадров и повышению квалификации
работников на производстве;
5) споры из правоотношений
по возмещению материального ущерба работником
предприятию;
6) споры из правоотношений
по возмещению работодателем ущерба работнику
в связи с повреждением его здоровья на
работе или нарушением его права трудиться;
7) споры из правоотношений
профкома с работодателем по вопросам
труда, быта, культуры;
8) споры из правоотношений
коллектива работников с работодателем;
9) споры из социально-партнерских
правоотношений на четырех более высоких
уровнях.
Классификация трудовых
споров по трем указанным основаниям необходима
для того, чтобы по каждому трудовому спору
правильно определить его подведомственность
(индивидуальный это или коллективный
спор, о применении трудового законодательства
или об установлении новых условий труда,
изменении существующих, и из какого правоотношения
он возник).
Причины и условия
трудовых споров хотя и связанные категории,
но их надо различать.
Причины трудовых споров
- это негативные факторы, которые вызывают
различную оценку спорящими сторонами
осуществления субъективного трудового
права или исполнения трудовой обязанности.
Условия возникновения
трудовых споров - это факторы, которые
способствуют большему количеству трудовых
споров по одним и тем же вопросам или
значительно обостряют возникший спор.
Но без причин сами условия не вызывают
трудовой спор.
Служба по урегулированию
коллективных трудовых споров "выявляет
и обобщает причины и условия возникновения
коллективных трудовых споров, подготавливает
предложения по их устранению" (ст. 1
Закона о коллективных трудовых спорах),
что направлено на устранение как причин,
так и условий трудовых споров и их профилактику.
Причинами трудовых споров являются следующие
два субъективных негативных фактора
(черты) спорящих сторон (или их представителей
в коллективном споре), в результате которых
по-разному оцениваются фактические обстоятельства,
действия:
1) отставание индивидуального
сознания от общественного, отклонение
его от норм общеустановленной морали
(не только со стороны представителей
администрации, органов управления, но
и отдельных работников, нарушающих трудовую
и производственную дисциплину, небрежно
относящихся к вверенному имуществу предприятия,
требующих не заработанной оплаты или
не полагающихся им благ);
2) незнание или плохое
знание трудового законодательства как
отдельными руководителями производства,
так и многими работниками и их представителями,
т.е. низкая правовая культура, правосознание.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
в комиссии
по трудовым спорам
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС и суде регулируется гл. 60 ТК.
В ст. 382 ТК определены органы по рассмотрению этих споров. К ним отнесены КТС и суд. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС предусмотрено ст. 382 - 389 ТК, а в суде - ст. 391 - 396 ТК и ГПК.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в указанных юрисдикционных органах в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью этих споров.
Работник
может обратиться в КТС для рассмотрения
индивидуального трудового спора, за исключением
тех споров, которые должны рассматриваться
непосредственно в суде или для которых
федеральным законом установлен другой
порядок их рассмотрения, но работник
вправе обратиться непосредственно к
мировому судье, а в случае увольнения
- в суд
Правовое положение КТС раскрывается исходя из порядка ее формирования и функционирования, вынесения решений и др. КТС является постоянно действующим самостоятельным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее решения не нуждаются в чьем-либо утверждении. Суд не имеет ни надзорных, ни контрольных полномочий по отношению к КТС и не вправе пересматривать, изменять или отменять ее решения, которые при рассмотрении спора оцениваются судом как одно из доказательств по делу.