Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:09, дипломная работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома, однако, приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором "продается и покупается" такой специфический "товар", как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РФ
§ 1.1. Понятие, виды и стороны трудовых споров………………………................6
§ 1.2. Характеристика законодательства трудовых споров…………………...….11
§ 1.3. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров…………..…...16
§ 1.4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС…………….…....20
§ 1.5. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде……………….…23
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 2.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..…...32
§ 2.2 Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника.….41
§ 2.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем…...43
§ 2.4. Рассмотрение трудовых споров в судебном порядке…………………….....47
§ 2.5. Практика судебного рассмотрения коллективных трудовых споров в РФ..51
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 3.1. Специализированная трудовая юстиция………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………............68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………............71
В Рекомендациях об организации работы по рассмотрению трудового спора примирительной комиссией устанавливается, что примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению трудового спора (п. 1). Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в организациях в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права (п. 2).
Дальнейшее
рассмотрение спора может производиться
в следующих формах: посредничество;
трудовой арбитраж; посредничество, затем
трудовой арбитраж. Причем, если стороны
не могут прийти к согласию по поводу определения
второго этапа разрешения спора, закон
предписывает им приступить к созданию
трудового арбитража. Трудовой арбитраж
представляет собой специально создаваемый
квазисудебный орган разрешения трудовых
конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многочисленные и тесно связанные между собой права работников закрепляются в законодательстве в качестве правовых притязаний по отношению к иным субъектам правоотношений и представляют собой систему, которая отражает, с одной стороны, целостность и единство данного явления, а с другой - определенную обособленность и самостоятельность составляющих его частей по отношению к целому.
В отличие от индивидуальных прав права коллективные предполагают действия представителей работников с целью достижения социального мира с работодателем или иными сторонами социального партнерства путем реализации различных коллективных интересов в сфере труда, включая участие в управлении организациями, разрешение возникших коллективных разногласий и др. Наряду с индивидуальными и коллективными правами, могут быть выделены права с двойной или смешанной природой, которые одновременно принадлежат и коллективам работников, и отдельным работникам (например, право на защиту нарушенных прав обладает такими свойствами).
Конституция России в ст. 37 и Трудовой кодекс РФ в ст. 21 определяют перечень основных прав работников, делая акцент на индивидуальных, а не на коллективных правах.
Сущность этих универсальных индивидуальных прав работника состоит в том, что в них заключен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности личности в сфере труда. Коллективные права не изолированы от прав индивидуальных, для них характерны гармоничное взаимодействие и взаимное влияние на укрепление положения каждого отдельного работника, входящего в тот или иной коллектив.
Коллективные
права, являясь продолжением, развитием
прав индивидуальных, имеют свою специфику.
Прежде всего, они формируются по
мере становления интересов
Кроме того, будет ошибкой рассматривать коллективные права как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в коллектив, несмотря на то, что каждый отдельный работник вправе высказывать свое мнение о коллективных правах в процессе их формирования и реализации. Коллективные права работников имеют качественно иные свойства, чем индивидуальные права, несмотря на их тесную связь.
Следуя за логикой законодателя, выделившего в ст. 27 ТК РФ формы социального партнерства, необходимо в систему коллективных прав работников включить следующие четыре группы основных прав: право на ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; право на взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; право на участие работников, их представителей в управлении организацией; право на участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Все отмеченные группы коллективных прав работников позволяют продолжить их классификацию путем подразделения их на подгруппы. Например, участие в управлении организацией подразумевает наличие у работников права на получение от работодателя необходимой для этого информации, проведение с ним консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов и др.
Основными нормативными актами, регулирующими трудовые споры, являются законы Российской Федерации. В первую очередь это Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда, и среди них - право на защиту своих прав.
К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится Трудовой кодекс РФ, в котором гл. 60 и 61 специально посвящены этой проблеме.
В настоящее время порядок и способы рассмотрения и разрешения трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения трудового спора определяются гл. 61 ТК РФ. В названии главы уточнено, что она регулирует вопросы не только рассмотрения, но и разрешения трудовых споров.
ТК РФ максимально ориентирует стороны трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. В статье 401 ТК РФ перечислены все этапы и варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК РФ.
Рассмотрение трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при не достижении согласия в примирительной комиссии стороны трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.
Все участники примирительных процедур, а также Роструд должны максимально использовать возможности для разрешения трудового спора.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые акты.
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . – М.: Дело, 2003. – С. 475.
Информация о работе Трудовые споры: понятие, виды, порядок рассмотрения