Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа
Пенсионное обеспечение является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Ст.39 КРФ гласит о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования.
Выплата трудовой пенсии по старости
Порядок выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим), включая организацию их доставки, а также контроль за организацией выплаты этих пенсий, в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; N 48, ст. 4587) и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700 (ч. I); N 46 (ч. I), ст. 4437) определяют правила выплаты пенсии в соответствии с вышеуказанными федеральными законами.
Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.
Выплата пенсии производится
территориальным органом
Пенсионеру,
проживающему в государственном
или муниципальном стационарном
учреждении социального обслуживания,
выплата пенсии производится территориальным
органом Пенсионного фонда
Пенсионеру, осужденному к лишению свободы, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения.
При выплате пенсии территориальный
орган Пенсионного фонда
разъясняет правила выплаты пенсии;
взаимодействует
с физическими и юридическими
лицами в целях обеспечения
истребует от физических и юридических лиц документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии;
производит
оценку представленных документов и
проверяет в необходимых
принимает решения и распоряжения о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии;
принимает
решения о взыскании сумм пенсии,
излишне выплаченных
принимает меры в отношении виновных лиц по фактам перерасхода средств на выплату пенсии.
Для выплаты
пенсии на каждого пенсионера территориальный
орган Пенсионного фонда
В лицевом счете производится начисление сумм пенсии, причитающихся пенсионеру, в том числе за прошедшее время, на основании документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм.
Доставка трудовой пенсии по старости
Доставка
пенсии производится территориальным
органом Пенсионного фонда
Для доставки
пенсии территориальный орган
Доставочный документ оформляется на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету.
Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В том случае, если законным представителем пенсионера является учреждение, в котором он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этого учреждения.
Пенсионное дело снимается с учета по распоряжению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления пенсионера или запроса территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства. Лицевой счет и доставочный документ пенсионера не пересылаются и хранятся соответственно в установленном порядке в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и организации, осуществляющей доставку пенсии, по прежнему месту жительства пенсионера.
При поступлении
пенсионного дела территориальный
орган Пенсионного фонда
При смене пенсионером места жительства выплатное дело пересылается к новому месту жительства в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.
5.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства
Российской Федерации
Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство, зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
С 1 января 2003 года вступили в действие законы, в корне меняющие существовавшую систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраивающие правовое регулирование в данной сфере. Это, в первую очередь, законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принятые Государственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) Российской Федерации» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Таким образом, при разработке законов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимосвязей. Внесенные в Государственную Думу Президентом Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержали такое количество недостатков, что после первого чтения в профильный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное количество, к сожалению, было отклонено. На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является нарушение положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. В чем это проявляется? Прежде всего, в самом понятии трудовой пенсии, которая определяется как выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Действующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связывало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидности и потерей кормильца. Таким образом, закрепленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжающих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуществляющему назначение пенсии, по этому основанию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов – Правительство и Пенсионный фонд – неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискриминационная неопределенность в законной формулировке основных понятий недопустима. В ст. 18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пенсионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях». Из страхового стажа новым законодательством исключены периоды обучения в училищах по подготовке кадров, техникумах, ВУЗах, время отпуска до родов, период проживания супруга военнослужащего, проходящего службу в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности. Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособности или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим периодам предшествовала: трудовая или иная деятельность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два – служба в армии и уход за детьми – будут оплачиваемыми. Данный перечень не является исчерпывающим, особого внимания заслуживают содержащиеся в законах размеры пенсии и методики их определения. Данный вопрос является для пенсионного обеспечения ключевым, поскольку главным недостатком существующей пенсионной системы является на сегодня как раз недостаточный размер пенсий, поручаемых большинством пенсионеров. С начала 2002 года введены обязательные страховые платежи на накопительную часть трудовой пенсии. Их размер 2% и 6 % (из 14%) для типичных налогоплательщиков при налоговой базе до 100 тыс. руб. в год (такую налоговую базу имеет подавляющее большинство застрахованных). При более высокой налоговой базе их размеры снижаются. Платежи в размере 2% вносятся за застрахованных мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин 1957 по 1966 г. рождения. За всех застрахованных 1967 г. рождения и моложе размер этого платежа составляет 6%. Все такие граждане после достижения пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) могут рассчитывать на получение накопительной части трудовой пенсии сверх страховой части. За тех застрахованных, которые старше, страховые взносы в накопительную часть не уплачиваются, и они, следовательно, не вправе претендовать на получение накопительной части трудовой пенсии.
Следует отметить, что накопительные пенсионные системы, существуют в ряде зарубежных стран, но не как обязательные, а как добровольные. Взаимоотношения в данной сфере строятся в рамках гражданско-правовых отношений. Введенная в России накопительная система является принудительной, что в корне противоречит принципам как гражданского права, так и права социального обеспечения.
Таким образом, на сегодняшний день пенсионная
реформа осуществляется путем принятия
законов, не решающих основных проблем
пенсионного обеспечения. А эти проблемы
требуют комплексного подхода. Невозможно
реформировать пенсионную систему в отрыве
от реформы заработной платы и системы
налогообложения, развития финансовой
инфраструктуры экономики и подъема в
и реальном секторе народного хозяйства.
Считаю, что при реформировании пенсионной системы должна быть четко сформулированная и принятая обществом цель реформы. Только, исходя из такой цели, могут быть поставлены и успешно решены задачи пенсионной реформы. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Они часто не имеют возможности защитить себя. Ущемление их пенсионных прав катастрофически подорвет доверие населения, как к пенсионной реформе, так и к государству. Управление пенсионной системой должно основываться на принципе четкого разделения властных и экономических функций. Изменение механизма финансирования пенсий и пенсионной формулы должно быть следствием изменения базовых предпосылок функционирования пенсионной системы, обеспечивать справедливое исчисление пенсий и преследовать цель повышения устойчивости пенсионной системы в целом.
Заключение
Пенсионная
система России является составной
частью государственного социального
страхования. Эта система имеет
всеобъемлющий характер и включает
страхование по старости, инвалидности,
потере кормильца, временной нетрудоспособности,
беременности и родам, на случай безработицы
и медицинское страхование. Пенсионное
обеспечение базируется на общенациональном
законодательстве, его финансирование
осуществляется на основе обязательных
страховых взносов
В рамках поставленной цели были решены следующие задачи:
-определили понятие трудовой пенсии по старости;
-проанализировали действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;
-исследовали условия назначения трудовой пенсии по старости.