Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:50, курсовая работа
Пенсионное обеспечение является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Ст.39 КРФ гласит о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования.
Введение
Пенсионное обеспечение является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Ст.39 КРФ гласит о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования.
Российское
общество переживает нелегкий период
политических, экономических и
социальных преобразований. Это требует
огромных усилий во всех сферах общественной
жизни, в частности, в области
правового обеспечения реформ, создания
законодательства, отвечающего новым
социально экономическим
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.
Актуальность
настоящей работы обусловлена, с
одной стороны, большим интересом
к теме "Трудовые пенсии по старости"
в современной науке, с другой
стороны, ее недостаточной
В рамках этой цели были поставлены следующие задачи:
-определить понятие трудовой пенсии по старости;
-проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;
-исследовать условия назначения трудовой пенсии по старости.
1.Понятие
и общая характеристика трудовой пенсии
по старости
Все пенсии подразделяются и устанавливаются
в связи с трудовой, иной определенной
деятельностью и вне связи с такой деятельностью.
Соответственно выделяют трудовые (страховые)
пенсии по старости и социальные (нестраховые)
пенсии по старости.
В соответствии
со ст. 2 Федерального закона «О трудовых
пенсиях» трудовая пенсия – это
ежемесячная денежная выплата в
целях компенсации гражданам
заработной платы или иного дохода,
которые получали застрахованные лица
перед установлением им трудовой
пенсии либо утратили нетрудоспособные
члены семьи застрахованных лиц
в связи со смертью этих лиц, право
на которую определяется в соответствии
с условиями и нормами, установленными
Федеральным законом «О трудовых
пенсиях». Таким образом, как следует
из данного законодателем
Трудовая
пенсия по старости представляет собой
выплачиваемые ежемесячно государственные
выплаты гражданам, достигшим установленного
законодательством возраста и имеющим
страховой стаж не менее пяти лет.
Страховой стаж включает в себя все
периоды трудовой или иной деятельности,
осуществляемой лицом, в течение
которых оно уплачивало страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно
страховой стаж и трудовая деятельность
– взаимосвязанные понятия, что
позволяет установить право на трудовую
пенсию, которая подразумевает под
собой возмещение за труд, исходя из
страхового стажа. Надо сказать, что
положение о том, что работник
приобретает право на пенсию по старости,
имея, всего лишь пять лет страхового
стажа, стало новеллой российского
законодательства. До пенсионной реформы
законодательство устанавливало в
качестве основания для приобретения
права на пенсию по возрасту 20 лет
трудового стажа для женщин и
25 лет трудового стажа для
Необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Требования по стажу для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу. Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
2.Порядок назначения трудовой пенсии по старости
2.1.Условия назначения трудовой пенсии по старости
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.
При этом
размеры страховой части
Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости.
Фиксированный
базовый размер трудовой пенсии (страховой
части трудовой пенсии по старости)
устанавливается в твердом
Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста.
Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.
Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
2.2.Документы, необходимые для получения трудовой пенсии по старости
При обращении за назначением трудовой
пенсии вместе с заявлением необходимо
представить документы, на основании
которых территориальный орган
Фонда определяет, имеет ли гражданин
право на пенсию в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Форма заявления устанавливается в соответствии
с правилами ведения пенсионной документации.
Бланк заявления можно взять в территориальном
органе фонда, в нем указывается полная
информация о гражданине, с учетом которой
ему устанавливается трудовая пенсия.
За достоверность информации гражданин
несет ответственность в установленном
законом порядке.
Для назначения трудовой пенсии (страховой
части трудовой пенсии) по старости вместе
с заявлением гражданина необходимо представить: паспорт;
2.3.Сроки назначения трудовой пенсии по старости
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (изменения от 29 июня 2004 г.) в статье 19 определяет, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае если в данных индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) может быть назначена ранее дня обращения за ней, т.е со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы.
Трудовая пенсия по старости назначается пожизненно.
Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через 5 дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
3.Расчет трудовой пенсии по старости
С 01.01.2010г. в Федеральный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми базовая часть трудовой пенсии включена в страховую часть в виде фиксированного базового размера. Таким образом, трудовая пенсия по старости с 01.01.2010г. состоит из страховой и накопительной части.