Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:45, доклад
Все это, а также войны в Афганистане и Ираке создают не очень благоприятный образ Америки в мире. Этой стране все сложнее и сложнее действовать в одиночку, безапелляционно, служить образцом экономической и политической модели развития.
Если сравнивать Россию и США, еще недавно многие сказали бы, что тут и сравнивать нечего. Россия, дескать, отстает по всем показателям. А сегодня нам так не кажется.
Очевидно и то, что само понятие «защита персональных данных» до известной степени условно, ибо защищаются скорее не персональные данные как таковые, а их носитель, человек, от противоправного или нежелательного для него использования таких данных. Персональные данные не должны изыматься из оборота, но должен определяться порядок их обработки, обеспечивающий защиту прав их носителей. В соответствии с этим во всех странах Запада защита персональных данных составляет обширный институт трудового законодательства, ориентированного на международные стандарты.
Ситуация в
СССР относительно защиты персональных
данных работника развивалась
В советском трудовом законодательстве правовой регламентации подверглись отдельные аспекты защиты персональных данных работника. В КЗоТ 1922 г. (ст. 42) запрещалось помещение в документах, которые наниматель выдавал нанимающемуся, каких-либо условных знаков. Также запрещалось сообщение нанимателями друг другу сведений, направленных на установление условий, на которых могли быть приняты рабочие. Указанные ограничения были ориентированы на частные предприятия. В КЗоТ 1971 г. подобная статья отсутствовала. Единственными работодателями выступали государственные предприятия, организации, учреждения, и запрет передачи данных о работнике утратил свое значение, а все поступающие на работу обязаны были заполнять единые унифицированные формы личных листков по учету кадров. Косвенно персональные данные работника защищались только в случае незаконного увольнения. В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей действующему законодательству орган, рассматривающий трудовой спор, был обязан изменить ее и указать в решении причину увольнения в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью (пункт) закона.
Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на новую работу, орган, рассматривающий трудовой спор, должен был одновременно принять решение об оплате среднего заработка за время вынужденного прогула (ст. 214 в ред. от 19 ноября 1982 г. и ст. 213 в ред. от 20 марта 1997 г.).
Таким образом, институт защиты персональных данных работника в ТК РФ был в значительной степени рецептирован из западного законодательства. Первым из отечественных ученых о важности этого института написал И. Я. Киселев. Уже в 1992 г. он обратил внимание на западное законодательство, ограничивающее применение полиграфа при профессиональном отборе, о запрете личных обысков работников на предприятии и запрете использования телевизионного оборудования для контроля за деятельностью работника и др.9 Впоследствии И. Я. Киселев утверждал, что в связи с пристальным вниманием к правам и свободам человека на Западе в проблематику трудового права включается такой вопрос, как защита работников от злоупотреблений государства, корпораций и частных лиц в отношении сбора, хранения, обработки и использования информации о работниках. Обращалось внимание на акты Совета Европы (Конвенции и рекомендации) о защите информационных данных в трудовых отношениях10. В последующих трудах И. Я. Киселев дал развернутую характеристику института защиты персональных данных работника на Западе, в том числе проанализировал зарубежное и международное законодательство по данной проблеме11.
Другой причиной,
вызвавшей появление в ТК РФ главы
14 «Защита персональных данных работника»,
стало изменение
Рассматриваемая новация в ТК РФ была встречена в российском научном мире неоднозначно, хотя преимущественно позитивно. Правоприменительная практика по данной проблеме в настоящее время практически отсутствует, а научное осмысление проводится в основном в прикладном ключе на уровне комментариев к соответствующей главе ТК РФ, формулировок новых задач для кадровых служб, а также учебной литературы12. Появились и первые специальные исследования как по общей проблеме персональных данных, так и по ее трудоправовой специфике13.
Начнем с того, что в Конституции РФ используется термин «частная жизнь» (ст. 23), а в ТК РФ — персональные данные работника. По обоснованному мнению ряда ученых, «частная жизнь» является более широким понятием и включает в себя «персональные данные»14. Их взаимное пересечение несомненно, но есть и некоторые отличия. Так, информация о частной жизни не требует фиксации на материальном носителе, тогда как для персональных данных работника это обязательно. Данные о частной жизни невозможно обезличить (они станут бессмысленными, как бессмысленна личная тайна вне привязки к конкретной личности), тогда как персональные данные можно обезличить в силу прямого указания закона, о чем будет сказано ниже. Закон позволяет создать общедоступные источники персональных данных (справочники, адресные книги и др.), тогда как информация о частной жизни, став общедоступной, теряет свойства неприкосновенной и выходит за рамки неприкосновенности частной жизни. К тому же субъектами охраны персональных данных являются не только лица — ее носители, но и их наследники, а также операторы (держатели персональных данных, в том числе работодатели). Субъектом частной жизни, как и сведений о ней, является само физическое лицо, а право на ее неприкосновенность является конституционным правом данного лица. Это позволяет нам сделать вывод о том, что в трудовом праве специфической защите подлежат именно персональные данные. Защита личной жизни имеет универсальный общеправовой характер.
В зарубежном законодательстве
сложилось два основных подхода
к определению персональных данных.
Во-первых, в некоторых государствах
персональные данные отождествляются
с любой информацией, имеющей
отношение к данному лицу (Нидерланды,
Швеция, Новая Зеландия и др.). Во-вторых,
для некоторых государств характерна
детализация, установление определенных
критериев отнесения информации
к указанной категории (Великобритания
и др.). При этом оптимальным вариантом
регулирования считается
Согласно ТК РФ под персональными данными подразумевается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника (ст. 85). При этом законодатель не устанавливает перечня таких сведений. При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами. По сути это означает, что круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, следует определять в локальном нормативном акте, но в пределах, установленных федеральным законодательством. Между тем федеральный закон об информации, как отмечалось нами выше, относит персональные данные к информации ограниченного доступа и устанавливает, что порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) должен быть установлен федеральным законом (ч. 9 ст. 9). В качестве такового выступает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152 ФЗ «О персональных данных»16. Он определил, что персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основе такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Здесь же дано понятие оператора (в качестве которого может выступать работодатель) и обработки персональных данных. Под ней подразумеваются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание (ст. 7), блокирование, уничтожение персональных данных (ст. 3). В соответствии со ст. 19 данного закона Постановлением Правительства РФ № 781 от 17 ноября 2007 г. было утверждено Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных17. Согласно п. 14 данного Положения, лица, доступ которых к персональным данным в информационной системе необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим персональным данным на основании списка, утвержденного оператором или уполномоченным лицом. На наш взгляд, содержание пп. 2 и 8 ч. 1 ст. 86 и ст. 87 ТК РФ в совокупности с Федеральным законом «О персональных данных» свидетельствуют о необходимости для работодателя принять локальный нормативный акт (лучше с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации) о защите персональных данных работника. В отношении государственных гражданских служащих действует Положение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденное Указом Президента РФ № 609 от 30 мая 2005 г.18
Персональные данные — это информация (зафиксированная на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. Попытаемся сформулировать классификацию всех возможных персональных данных, которые могут включать в себя следующие:
1) имя (фамилия, имя, отчество) и документы, подтверждающие личность; 2) пол, возраст и анатомические характеристики (рост, вес и др.) и биометрические данные;
3) сведения об образовании, квалификации, прохождении стажировки, наличии разряда и др.;
4) сведения о
состоянии здоровья и
5) национальная,
этническая и расовая
6) место жительства;
7) сведения о привычках и увлечениях, в том числе «вредных» (алкоголь, наркотики и др.);
8) особенности
взаимоотношений и общения с
другими людьми (семейное положение,
наличие детей, родственные
9) данные о
фактах предшествующей жизни
и трудовой деятельности (месте
предыдущей работы, размере заработка,
судимости, службе в армии,
пребывании на выборных
10) религиозные
и политические убеждения (
11) финансовое положение (доходы, долги, владение недвижимым имуществом, денежные вклады и др.);
12) сведения о
деловых и иных личных
Исходя из вышеизложенного
можно сделать вывод, что в
законодательном порядке