Трудовое законодательство США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:45, доклад

Описание работы

Все это, а также войны в Афганистане и Ираке создают не очень благоприятный образ Америки в мире. Этой стране все сложнее и сложнее действовать в одиночку, безапелляционно, служить образцом экономической и политической модели развития.
Если сравнивать Россию и США, еще недавно многие сказали бы, что тут и сравнивать нечего. Россия, дескать, отстает по всем показателям. А сегодня нам так не кажется.

Работа содержит 1 файл

трудовое законодательство сша и россии..docx

— 65.40 Кб (Скачать)

В США важную роль играет  профсоюзное движение.  Основной законодательный акт, который регулирует отношения между профсоюзами и работодателями - Закон «О национальных трудовых отношениях» (National labor relation Act). Несколько законодательных актов США также призваны регулировать деятельность профсоюзов: закон об открытости и демократичности профсоюзов.

В настоящее  время  в США только 7,5% всех работников частного сектора (private sector) состоят в профсоюзах. На государственной службе  (public sector) 40% работников являются членами профсоюза.  Основной причиной низкого процента участия работников частного сектора в профсоюзном движении, как отмечают эксперты, является сложная процедура создания профсоюзов. Кроме того, со стороны работодателей очень часто встречаются различного рода  препятствия на пути к созданию профсоюзов на предприятиях.  Работодателям не выгодно иметь профсоюз, поскольку придется соблюдать условия коллективного договора. Работники же–члены профсоюза защищены от произвола работодателя коллективным договором. Коллективный договор является практически единственным инструментом, защищающим  права работников, поскольку федеральное законодательство США дает минимальные гарантии для работников. Несмотря на то, что профсоюзное движение в США широко развито, сложилось впечатление, что обе стороны, как объединения работодателей, так и профсоюзы,  не желают сотрудничать друг с другом.

В целом следует  отметить, что по сравнению с трудовым российским  законодательством законодательство США менее прогрессивное, основанное только на своих собственных стандартах,  без учета основных  международных конвенций, и учитывающее, в основном, интересы работодателей. Но, несомненно, мы увидели и много положительных моментов в трудовых отношениях США. Так, мы получили  бесценный положительный опыт  в области разрешения  трудовых споров. В этом американцам нет равных. Многолетняя успешная практика применения альтернативных способов разрешения споров в США, в частности медиации, наглядно демонстрирует высокий уровень развития американского общества и способность  разрешать споры без вмешательства государства.  

Принятый по инициативе  Президента России Д.Медведева 27 июля 2010г. Федеральный закон  «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» впервые создает правовые условия для развития в Российской Федерации альтернативных (досудебных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц – медиаторов.  С 01.01.2011г. медиацию можно будет применять как для разрешения экономических споров, так и в области  трудовых и семейных отношений.

Не смотря на это, наша страна не может оставаться в стороне от общемировой тенденции, когда большинство споров разрешаются  внесудебными  способами. Полагаем, что с дальнейшим развитием нашего общества, укреплением демоктратичных форм управления обществом и государством, будут активно развиваться и альтернативные способы разрешения споров.

Трудовые отношения  в США регулируются с одной  стороны — федеральными законами, с другой — законами штатов. Как  и во всех других областях: налоги, права, отношения, - это сильно усложняет  отношения работников с работодателями, толкование прав работников и даже простое информирование работников об их правах. 

Институт защиты персональных данных работника является новацией в Трудовом кодексе РФ1. Очевидна его тесная связь с частной сферой жизни человека. Если в публичной сфере ведущим является лозунг «больше света», то в частной — прямо обратный — «больше тени». Право на неприкосновенность частной сферы как юридическая категория впервые родилось в США. В 1928 г. судья Верховного Суда Л. Брендайс официально заявил о наличии в Конституции США прав: «право быть оставленным в покое» или «право быть обособленным». Это заявление имело свою предысторию. Еще в 1890 г., будучи молодым бостонским адвокатом, он совместно с судьей С. Уорреном подготовил и опубликовал статью «Право на частную сферу». Именно в ней впервые ярко и комплексно прозвучала тема правовых и этических проблем, возникающих в связи с имеющей место уже в то время практикой активного вмешательства в частную жизнь. Отметим, что в начале ХХ в.

Л. Брендайс был одним из идейных вож дейреформаторов — сторонников государственного вмешательства в экономику и сторонником компромисса между трудом и капиталом. Как член Верховного Суда, в ходе легальной экспертизы он установил, что право покупать или продавать рабочую силу является одной из «свобод» граждан, гарантированных Конституцией США, но это право подлежит разумному ограничению, которое выдвигает государство, имея в виду защиту общего блага. Он также выступил за законодательное ограничение продолжительности рабочего дня женщин. Но соответствующего закона, ограничивающего вмешательство в частную жизнь, так и не было принято. Первый прецедент по этой проблеме появился только в 1965 г.и связан с решением Верховного Суда США по делу Грисвольд. Решение было основано на том, что право на частную жизнь старше Билля о правах и уже по этой причине не менее свято. В американской правовой доктрине выделяется право на privacy, т. е. на право контролировать «свое жизненное пространство», право на «свою личность». Это право быть свободным от необоснованных изъятий документов личного происхождения, право контролировать информацию о самом себе, решать, каким образом и в каком объеме эта информация может быть передана третьим лицам и др.

Своеобразным  ускорителем данного процесса стало  утверждение Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 г. на Генеральной  ассамблее ООН. В ст. 12 указывалось, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в  его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на его честь  и репутацию. Каждый человек имеет  право на защиту закона от такого вмешательства  и таких посягательств. Ст. 19 свободу  убеждений и их выражения связывает  с правом искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных  границ.

Ст. 23 Декларации провозгласила право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда  и защиту от безработицы.

В совокупности эти статьи означали, что и в  трудовых отношениях личная и семейная жизнь, честь и достоинство человека пользуются защитой закона, тогда  как сам человек имеет право  на получение полной информации. Принципиальное значение имели ст. 8 и 10 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), которая  вступила в силу для России 5 мая 1998 г.2 Она закрепила право на уважение частной жизни, свободу получать и распространять информацию.

В Международном  пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) провозглашается запрет на вмешательство в личную и семейную жизнь и незаконное посягательство на честь и репутацию. Каждый имеет  право на защиту от такого вмешательства  и таких посягательств (ст. 17). Данные положения нашли отражение и  развитие в Руководстве ООН относительно компьютерных файлов персональных данных (1990 г.), ряде конвенций и рекомендаций МОТ, а также актах других международных  организаций (например, в Основных положениях Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) о защите неприкосновенности частной жизни и международных  обменов персональными данными (1980 г.)).

С 28 января 1981 г. была открыта для подписания Конвенция  Совета Европы «О защите физических лиц  при автоматизированной обработке  персональных дан ных», вступившая в силу с 1 октября 1985 г. (ратифицирована РФ)3.

Ее участниками  стали 33 европейских государства. С 1981 г. по линии Комитета министров государств — членов Совета Европы принимаются специальные Рекомендации по вопросам использования и защиты персональной информации, в том числе в сфере занятости и социального страхования. Наконец, 24 октября 1995 г. принимаются Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза № 95/46/ЕС «О защите физических лиц в условиях автоматизированной обработки персональных данных и о свободном обращении этих данных», а 11 марта 1996 г. «О юридической защите баз данных»4.

В рамках формирования трудового права объединенной Европы, осуществляемого по линии Европейского союза (ЕС), была принята специальная  Директива 95/46 от 20 февраля 1995 г. «Защита  персональных данных работника». Директива  обязывает государства — члены  ЕС обеспечивать необходимое качество собираемой и обрабатываемой информации: ее сбор и обработка должны происходить  в строгом соответствии с законом  и только для определенных и законных целей.

Государства —  члены ЕС должны обеспечить гарантии защиты информации и создать соответствующие  контрольно-надзорные органы. Большое  внимание в Директиве уделено  способам обеспечения конфиденциальности персональных данных и правилам трансграничной передачи информации5. Эксперты МОТ  разработали Кодекс практики о защите личных данных о работнике. Распространение  этого Кодекса было одобрено Административным советом МОТ в 1996 г.

Национальное  законодательство стран Запада вначале  ограничивалось общим правом граждан  на неприкосновенность личной жизни. В ряде конституций европейских стран с начала 30-х гг. ХХ в. были закреплены нормы о защите информации личного и семейного характера (Конституция Ирландии (1937 г.), Исландии (1944 г.), Италии (1947 г.), Хартия испанцев (1945 г.) и др.). Но они носили общий характер. Реально до начала 70-х гг. была сильна идеология, согласно которой все, в т. ч. работодатели, должны иметь доступ к любым данным, не имеющим статуса секретных.

Естественно, в  личную жизнь работника вторгаться было нельзя, но базы данных о них  формировались достаточно произвольно  и особо не скрывались. С машинной и компьютерной обработкой таких  данных, их размещением в открытых информационных сетях ситуация изменилась. Это открывало простор для  злоупотребления базами данных, в  т. ч. в криминальных целях. Усилилась  опасность для работника разглашения  нежелательных для него к огласке  персональных данных.

Первый в мире специальный закон о защите персональных данных был принят германской землей Гессен в 1970 г. В 1977 г. принимается Федеральный  закон ФРГ «О защите персональных данных». Федеральный Конституционный  Суд Германии в 1983 г. сформулировал  право каждого на так называемое информационное самоопределение. Только в 70-80-х гг. ХХ в. появились законодательные акты, содержащие специальные нормы о защите персональных данных работника (Швеция (1973 г.), Франция (1978 г.) и др.). Так, в Статуте прав трудящихся Испании (1980 г.) указывается, что основные права работников включают право на невмешательство в их частную жизнь и уважение их личного достоинства.

Специальный испанский  закон «О защите персональных данных»  вступил в силу в 1999 г. Годом раньше аналогичный закон вступил в  силу в Великобритании, однако все  иные акты должны быть приведены в  соответствие с ним только в октябре 2007 г.

В Обязательственном  кодексе Швейцарии содержится норма  о защите личности работника, которая  распространяется и на сферу трудовых отношений, в том числе на процедуру  найма. Соответствующие разделы о защите персональных данных имелись в специальных законах о защите частной жизни, принятых в США (1974 г.), Норвегии (1978 г.), Австралии (1988 г.) и др. В Канаде с 1995 г. действует Модельный кодекс по защите персональной данных, разработанный Канадской ассоциацией по стандартам, хотя специального закона на этот счет нет. При этом наряду с общим понятием «персональные данные» в большинстве государств выделяются и «персональные данные работника». Все это дало основание И. Я. Киселеву констатировать следующее: «Речь идет, по сути, о новом праве работника в сфере труда и трудовых отношений — праве на конфиденциальность, праве не допускать вторжения работодателя в личную жизнь, в интимную сферу»6. Данный процесс в европейских странах продолжает развиваться.

Так, в Финляндии  принимается специальный закон  о защите персональных данных работников (2003 г.). В 2006 г. во французский Трудовой кодекс было внесено дополнение, предписывающее работодателям, имеющим более 50 работников, обеспечивать анонимность резюме лиц, претендующих на заявленные вакансии.

Наблюдается общее  возрастание числа локальных  актов у работодателей частного сектора, которые регламентируют обработку  персональных данных работни ков. Отметим, что обоснованное некогда Л. Брендайсом «право быть оставленным в покое» подверглось достаточно существенной коррекции, особенно в начале ХХI в. Категорический запрет вмешательства в личную жизнь со стороны государства постепенно смягчается, а число законных поводов для этого увеличивается. Для США катализатором данного процесса послужили события в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. и начавшаяся затем компания по борьбе с терроризмом. В 2002 г. принимается Закон Сарбанеса-Оксли, который во главу угла ставит скорее не защиту персональных данных, а максимальную открытость баз данных с целью предотвращения угроз общественной безопасности. В США более активно, чем в европейских странах, допускается проверка на наличие криминального прошлого для значительного числа работников (для руководителей, в сфере кредитования, ипотеки, в государственных учреждениях, финансовых структурах и др.). Во многих штатах допускается мониторинг поведения работников не только на работе, но и во внерабочее время. Он должен проводиться с согласия работника, но это требование соблюдается далеко не всегда. Также далеко не во всех даже европейских странах передача персональных данных работника третьим лицам требует согласия на это ее носителя, а в ряде стран работника даже не обязательно ставить в известность о такой передаче. Противоречивость развития правовой защиты персональных данных отмечалась отечественными исследователями7.

Информация о работе Трудовое законодательство США и России