Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 00:29, курсовая работа
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
Введение
1. Теоретические аспекты системы работы с персоналом
1.1 Персонал организации как система
1.2 Элементы системы управления персоналом организации
1.3 Управление в системе организации
2. Анализ деятельности ОАО «Курганхиммаш»
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия
2.3 Анализ системы управления персоналом предприятия
3. Проект мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом
3.1 Разработка системы подбора кадров
3.2 Мероприятия по совершенствованию квалификационного уровня кадрового состава
3.3 Предложения по совершенствованию системы стимулирования труда работников
3.4 Правовое обеспечение проекта
3.5 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Цеховая комиссия по билетам, утвержденным главным инженером, имеет право присвоить разряды, включая третий по станочникам и четвертый по наладчикам. Последующие разряды присваиваются на заводской комиссии в составе главных специалистов завода и руководителя структурного подразделения.
Курсы целевого назначения организуются для изучения рабочими нового оборудования, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, правил технической эксплуатации оборудования, вопросов, связанных с повышение качества продукции.
Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имеющих профессию с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Организуется для расширения профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.
Рабочие, успешно закончившие полный курс теоретического и практического обучения, сдают квалификационный экзамен. Результаты экзаменов и решение комиссии о присвоении квалификационного разряда заносится в протокол, оформляется приказом.
Теоретическое обучение рабочих проводят преподаватели, назначаемые из числа специалистов цехов и отделов, имеющих высшее и средне-специальное образование.
Обучение в 2007 году осуществлялось по плану -графику, согласно программам разработанным по различным профессиям.
В 2007 году прошли профессиональную подготовку 559 чел.
-повысили квалификацию 70 чел;
-получили вторые профессии 19 чел;
-получили новые профессии 22 чел;
-новые рабочие 144 чел;
-прошли обучение по системе качества 304 чел.
Несмотря на важность оценки степени эффективности труда каждого работника, формализованной системы оценки на предприятии нет. Однако при присвоении очередного разряда рабочему или категории специалисту, организуются квалификационные экзамены. При этом создается заводская комиссия, которая оценивает кандидата в ходе экзамена, изучает его характеристику, и на основании этого принимает решение о повышении разряда или категории.
На предприятии постоянно проводятся аттестации. Аттестация предполагает повышение профессиональной категории работника, и как следствие, оклада. В основном, в отделах закреплен следующий порядок получения категорий:
-без категории (прием на работу на испытательный срок);
- вторая категория (присваивается либо после испытательного срока в случае наличия высшего специального образования, либо спустя 1,5 года после прохождения аттестации);
- первая категория (по запросу специалиста, но не ранее 3-лет после получения предыдущей категории);
-ведущий специалиста (по запросу, но не ранее 5 лет работы на предприятии).
Для привлечения и закрепления на ОАО «Курганхиммаш» квалифицированных кадров и молодежи постоянно действуют курсы повышения квалификации, в том числе при МРЦПК, проводится обучение на производственно-технических курсах. Осуществляется тесное взаимодействие с ПТУ и машиностроительным техникумом. Предприятие участвует в разработке областного социального проекта подготовки кадров с начальным и средним профессиональным образованием по машиностроительным профессиям, проводится работа по совершенствованию форм сотрудничества с учебными заведениями Кургана.
Ежегодно заключаются договора с Курганским Государственным университетом о подготовке специалистов с высшим образованием, так в 2006 году пришли и работают в цехах и отделах завода 29 молодых специалистов.
В рамках завода постоянно проходят конкурсы мастерства, победители которых награждаются путевками в дома отдыха. Наряду с вышеперечисленными стимулами применяется моральное вознаграждение в основном это благодарности работникам, выносимые администрацией и профсоюзным комитетом ОАО «Курганхиммаш»; присвоение званий: «Лучший рабочий», «Лучший мастер», «Лучший руководитель», «Заслуженный машиностроитель», «Лучший сварщик», «Трудовая династия»; почетные грамоты к памятным и юбилейным датам; социальная помощь неработающим пенсионерам.
Стимулом является развитие системы внутреннего найма, это гораздо дешевле, повышается удовлетворенность трудом, уменьшается риск ошибки и сокращается время на адаптацию работников. За счет внутризаводского перемещения с менее оплачиваемой работы на рабочие места, обеспечивающие высокую заработную плату, стабильную занятость в 2007 году переведено 53 человека.
Таким образом, анализируя систему управления персоналом на ОАО «Курганхиммаш», можно выделить следующие проблемные моменты:
- на ОАО «Курганхиммаш» отсутствует четко-разработанная система подбора кадров, в связи с чем в первые годы значительное число работников увольняется;
-для предприятия характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, диагностики кадровой ситуации в целом;
-рост квалификационного уровня кадров несколько «бюрократичен» - повышение квалификации (проведение аттестации) определяется стажом работы на предприятии, что не является стимулом для молодых кадров;
- всем работникам, имеющим одни и те же должности, установлены одинаковые оклады, несмотря на индивидуальный вклад в работу предприятия. Руководство организации в данном вопросе опасается недовольством работников, несогласных с оценкой их знаний или компетенций, поэтому и не допускает дифференциации должностных окладов работников на одинаковых должностях.
Исправление выделенных недостатков в системе управлении персоналом позволит улучшить производственно-финансовое состояние предприятия в целом.
3. Проект мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом
3.1 Разработка системы подбора кадров
Производственная организация постоянно ведет поиск кандидатов на вакантную должность. На имеющуюся вакантную должность претендуют обычно несколько кандидатов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Кроме того, организация-работодатель располагает лимитом средств, который она может выделить на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.
Организация-работодатель разрабатывает требования к претендентам на должность. В основном на ОАО «Курганхиммаш» это служебная записка от соответствующего подразделения, в которой перечислены минимально необходимые требования к кандидату. Обычно это - уровень образования, возраст, пол, опыт, специальность.
Эти требования являются основой для оценки кандидатов при их отборе.
Имея перечисленную выше информацию, отдел кадров совершает первичный отбор кандидатов. Сопоставляя эти условия с данными кандидата. Затем те кандидаты, которые на взгляд отдела кадров являются подходящими кандидатурами направляются на собеседование с руководителем подразделения. Далее руководитель подразделения, «отводит» подходящего кандидата на собеседование к своему непосредственному руководителю и так далее. Анализируя подобную цепочку на ОАО «Курганхиммаш» выяснилось, что в некоторых подразделениях она может составлять от 2 до 6 этапов отбора. Таким образом, процесс отбора кадров, существующий на ОАО «Курганхиммаш» трудоемок.
Предлагается ввести для совершенствования системы подбора кадров ввести тестовый запрос к кандидату и систему проверочных испытаний. Пример представлен в приложении 2. А также бланк самооценки (Таблица 9).
Таблица 9 - Бланк самооценки кандидата на вакантную должность
| |||
| Параметры | Оценки (по пятибалльной системе) |
|
| Ф.И.О. претендента |
|
|
| Наименование вакантной должности |
|
|
| Общий вид: манера поведения, умение говорить, состояние здоровья |
|
|
| Характерные черты: настойчивость, уверенность в себе, трудолюбие, терпимость |
|
|
| Интеллект, способности |
|
|
| Соответствующий опыт работы и / или знания |
|
|
| Образование |
|
|
| Склонности, интересы |
|
|
| Готовность немедленно приступать к работе |
|
|
| Общая приемлемость кандидата (с учетом будущих потребностей фирмы) |
|
|
| ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Предлагается, чтобы данная работа проводилась буквально по всем специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере будет, определятся разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом должны учитываться такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнение в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.
Отбор на должность будет производиться с учетом базы данных, сформированной в результате набора претендентов на занимаемую должность. Использование различных методов способствует отбору наиболее талантливых руководителей и специалистов, которые во многом обеспечивают стабильное развитие предприятия. Предлагается, чтобы каждый претендент при поступлении должен пройди сложную формальную систему отбора. Для этой цели работники кадровых служб должны использовать систему проверки и анализа качеств работника.
Для использования на предприятии предлагается следующие этапы отбора персонала:
Предварительный отбор (по документам) (ОУП)
Заполнение тестовых форм - диагностика деловых и личностных качеств и характерологических особенностей с помощью тестов (ОУП).
Собеседование с непосредственным начальником.
Таким образом, мы исключаем из процесса отбора персонала высшее руководства, предоставляя эти функции ОУП.
На первом этапе каждый претендент заполняет анкету для поступающих на работу и пишет заявление. В заявлении он должен изложить свою просьбу о принятии его на должность, а также указать, какие должности, по его мнению, он может занимать и, какую работу выполнять. Здесь же он должен дать информацию о своей квалификации. Это заявление должно быть коротким, четким и не повторять содержание анкеты. Заявление пишется в произвольной форме, так как его содержание, стиль изложения могут быть предметом изучения и дополнительной информации о грамотности претендента и уровне его общего развития.
Анализ этих документов и установление соответствия их требованиям должностной инструкции (по уровню образования, стажа, возраста, опыта работы в должности и т.д.) дают возможность судить о том, подходит претендент к той или иной работе или должности или нет. Если претендент подходит, то его данные заносятся в «банк данных» и претендент приглашается на второй этап отбора.
На втором этапе оцениваются деловые и личностные качества претендента. При отборе необходимо учитывать особенности личности претендента, его деловые личностные характеристики, психофизиологические особенности.
Для всех работников предприятия должны быть разработаны должностные инструкции, в которых дается, перечень необходимых качеств, психофизиологических показателей, медицинских показаний и противопоказаний. На основании этих требований должны быть разработаны комплексные методики оценки деловых и личностных качеств и психофизиологических показателей для работников различных групп (руководители, специалисты, исполнители и т.д.).
Претендентов на должность руководителей самого высокого уровня управления целесообразно пропускать через более серьезную программу отбора с использованием «деловых игр», «групповых обсуждений», конкурсов и т.д.
На третий этап отбора выходят те претенденты, которые прошли первый и второй этапы.
Собеседование является заключительным этапом отбора. Оно позволяет ознакомиться более тщательно с претендентами на должность. На данном этапе сопоставляются данные кандидата с требованиями. Предъявленными на должность, согласно бланка (Приложение 2).
Проводится оценка. Оценка должна проводиться строго индивидуально. Этот бланк работники кадровой службы должны заранее предоставить тем руководителям, которые будут проводить собеседование. Информация полученная, в результате собеседования является строго конфиденциальной, поэтому бланки собеседования должны быть запечатаны в конверт и передаваться руководителями, проводящими собеседование.
Итоговая характеристика должна включать: подробное перечисление деловых и личностных качеств оцениваемого, выявленных способностей, опыта и теоретической подготовки работника, его соответствие характеру работы, на которую он претендует, степень готовности к занятию конкретной должности, перспективность для последующего продвижения и т.д. Учитывается мотивационная сфера, заинтересованность в работе именно на этом предприятии.
Если претендента принимают на работу, издается приказ о приеме и заключается с ним трудовой договор.
При отказе в работе необходимо провести беседу с этими претендентами. Назвать их положительные качества, высокие оценки, полученные при тестировании, и т.д. Попытаться определить сферу деятельности, где они могли бы работать более эффективно и добились бы лучших результатов. Отказ в приеме на работу мотивировать несоответствием у претендента только отдельных параметров, не затрагивающих достоинство человека, например: (малый опыт работы, отсутствие специального образования и т.д.).
Закончить беседу на положительной оценке претендента и с сожалением, что сотрудничество с ним не состоялось. Человек, которому отказали, должен уходить не с чувством личного оскорбления, что его не поняли, не оценили его достоинств.
3.2 Мероприятия по совершенствованию квалификационного уровня кадрового состава
Информация о работе Теоретические аспекты системы работы с персоналом