Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 13:30, курсовая работа
Цель курсового исследования – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношений субъектов трудового права.
На основе поставленной цели решим следующие задачи:
1. Раскрыть понятие субъекта трудового права;
2. Рассмотреть видовую систематизацию субъектов трудового права;
3. Дать характеристику работнику и работодателю, как субъектам трудового права;
4. Проанализировать стороны социального партнерства, как субъект трудового права.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие субъекта трудового права 7
1.2 Виды субъектов трудового права, их краткая характеристика 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА 14
2.1 Работник и работодатель как основные участники трудовых правоотношений………………………………………………………………..14
2.2 Стороны социального партнерства как субъекты трудового права 22
2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Указанные органы представляют интересы работодателей в случае:
1) Проведения коллективных переговоров;
2) Заключения или изменении соглашений;
3) Разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров и соглашений;
4) Формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
К третьей группе относятся представители работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов: федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций. В состав таких представителей входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность при:
1) проведении коллективных переговоров;
2) заключении или изменении соглашений;
3) разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
4) осуществлении контроля за выполнением соглашений;
5) формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.[17,125]
Кроме представителей работников и работодателей, существуют такие участники отношений по социальному партнерству, как органы государственной (исполнительной) власти и органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъектов РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренным трудовым законодательством.[18,156]
2.3 Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе. В этом случае их следует рассматривать как одного из участников трудовых отношений, то есть работодателя. Вопрос о работодателях как субъектах трудового права нами уже рассмотрен.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять представительство организаций, финансируемых из соответствующего бюджета, при договорной регламентации отношений в сфере труда. В подобной ситуации они не выступают в качестве работодателя. По этой причине они должны быть признаны особыми субъектами трудового права. Такое признание влечет за собой и определенные правовые последствия. Например, при заключении соглашения участвовал не только работодатель, то есть организация, с которой работники состоят в трудовых отношениях, но и орган местного самоуправления. В этом случае претензии при неисполнении условий заключенного соглашения могут быть предъявлены и непосредственно к работодателю, и к органу местного самоуправления.
В ч. 9 ст. 45 ТК РФ сказано о том, что соглашения по договоренности представителей работодателей и работников могут быть двухсторонними и трехсторонними. Названные соглашения могут быть заключены на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Помимо представителей работников и работодателей по их взаимному решению в качестве третьей стороны соглашения могут быть привлечены органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня заключаемого соглашения. Как сторона соглашения органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выполнить касающиеся их деятельности условия соглашений. При возникновении спора о предоставлении льгот и преимуществ по соглашению, заключенному с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления, этот орган будет выступать в качестве ответчика в КТС или суде. При обжаловании в судебном порядке условий указанных соглашений на предмет признания их недействительными органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве заинтересованных лиц. Естественно, при невыполнении условий соглашений, заключенных с их участием, органы государственной власти вправе предъявить претензии, в том числе и в судебном порядке, к работодателям и представителям работников по поводу невыполнения содержащихся в таких соглашениях условий. Реализация данного права и исполнение указанных обязанностей свидетельствуют о наличии у органов государственной власти и местного самоуправления элементов правового статуса субъекта трудового права.
Органы государственной власти и местного самоуправления следует признавать субъектами трудового права не только при их непосредственном участии в заключении соглашений. Как известно, отдельные организации существуют в основном за счет средств бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления. К числу этих организаций, например, относятся учреждения здравоохранения, культуры, государственные образовательные учреждения. Несмотря на то что указанные организации являются работодателем по отношению к принятым на работу, они не могут самостоятельно выполнять обязанности работодателя перед работниками. В частности, при отсутствии достаточного бюджетного финансирования перечисленные организации не имеют возможности выполнить обязанность по оплате труда работников.
В подобных ситуациях предъявление претензий к работодателю и даже вынесение решения о взыскании заработной платы с работодателя в пользу работников не может решить проблему реального получения работниками заработанного. В этом случае работники вправе обратиться с иском о взыскании заработной платы не только к работодателю, но и соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который должен осуществлять финансирование организации, с которой работники состоят в трудовых отношениях. Очевидно, что обязанность по осуществлению финансирования в рассматриваемой ситуации возникает у органов государственной власти и местного самоуправления не только перед организацией, существующей на их счет, но и перед работниками, которые не получают заработную плату вследствие недостаточного финансирования из бюджета органа государственной власти или местного самоуправления.
В подобной ситуации имеются основания для взыскания в солидарном порядке с организации и органа государственной власти или местного самоуправления не выплаченной работникам заработной платы, поскольку данный вид ответственности вытекает из содержания действующего законодательства, так как потеря заработной платы работниками связана с совместными неправомерными действиями работодателя и органа государственной власти или местного самоуправления.
В свою очередь, орган государственной власти или местного самоуправления вправе предъявить претензии к работодателю, который нецелевым образом использовал средства, выделенные на выплату заработной платы работников. Работодатель также не лишен права требовать в судебном порядке необходимых для выполнения своих обязанностей перед работниками средств от органа государственной власти или местного самоуправления, осуществляющего финансирование.
Перечисленные элементы правового положения органов государственной власти и местного самоуправления позволяют признать их субъектами трудового права. Очевидно, что эти органы могут выступать в качестве непосредственных участников отношений по договорному регулированию в сфере труда и по урегулированию трудовых споров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мне бы хотелось сказать о том, что круг субъектов трудового права очень велик, и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются.
Хотелось бы также отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой – на защиту человека и его прав в сфере применения труда. Первая функция касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а другая – как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. А С.А. Иванов указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права, что обусловило своеобразный социальный характер трудового права, которое развивается, главным образом, по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.
На основе рассмотренного материала можно сказать, что для трудового права Российской Федерации характерны, прежде всего, субъекты, непосредственно участвующие в функционировании рынка труда, в применении и организации трудовых процессов. Это трудоспособные граждане (работники), организации (работодатели) и стороны социального партнерства. Все перечисленные субъекты по закону наделяются правовым статусом, который дает им возможность участвовать в конкретных правоотношениях. А что касается сочетания правоспособности и дееспособности в трудовом праве, то это сочетание имеет свою особенность. Например, в гражданском праве правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью. Гражданская дееспособность возникает в момент рождения гражданина и прекращается со смертью, а дееспособность возникает по достижении 18 лет.
Кроме того, лица, признанные судом недееспособными вследствие психического заболевания, тем не менее, обладают правами, являются правоспособными, так как их права могут защищать и отстаивать их представители. В трудовом же праве, дееспособность и правоспособность совпадают, и образуют общее понятие, как правосубъектность. А выступать субъекты трудового права могут только в личном качестве.
Рассмотрев права и обязанности работников и работодателей, можно сделать вывод, что у работников больше прав, чем обязанностей. У работодателей же наоборот, что вполне разумно и соответствует признакам демократизма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: официальный [от 12 декабря 1993г. (с учетом попр. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)] // Российская газета. 2009.— № 267.— 31 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон (часть первая) [от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009)] // Собрание законодательства Р. — 1994.— № 32.— Ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон [от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.04.2012)] // Собрание законодательства РФ.— 2002.— № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
4. Об объединениях работодателей [Текст]: федеральный закон [от 27. 11. 2002 № 156-ФЗ] // Собрание законодательства РФ, — 2002. — № 48. – Ст. 4741.
5. Бердычевский, В.С. Трудовое право России [Текст]: учебник / В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов, Г. В. Сулейманова. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2009.
6. Гапоненко, В. Ф. Трудовое право России [Текст]: учебник / В. Ф. Гапоненко, Ф. Н. Михайлова. – М.: Изд–во Юнити, 2010.
7. Еремина, С.Н. Нетипичные субъекты трудового права [Текст] / С.Н. Еремина // Трудовое право.— 2011.— № 1.— С. 53 - 59.
8. Еремина, С.Н. Спорные вопросы формирования правового статуса руководителя: трудовое или гражданское законодательство? [Текст] / С.Н. Еремина // Юрист.— 2011.— № 17.— С. 30 - 37.
9. Ефанова, О.А. Порядок приема на работу инвалидов и обеспечение их условий труда [Текст] / О.А. Ефанова // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2011.— № 5.— С. 89 - 96.
10. Завгородний, А.В. Собственное желание работника или соглашение сторон? [Текст] / А.В. Завгородний // Трудовое право.— 2011.— № 1.— С. 49 - 52.
11. Калинина, О.В. Организации (работодатели) как субъекты трудового права [Текст] / О.В. Калинина // Социальное и пенсионное право. —2009.— № 3.— С. 21 - 22.
12. Карлов, В.П. Дискриминация как феномен [Текст] / В.П. Карлов // Российская юстиция.— 2011.— № 12.— С. 24 - 27.
13. Миронов, В.И. Трудовое право России [Текст]: учебник / В. И. Миронов. – М.: Изд-во Управление персоналом, 2010.
14. Орловский, Ю. П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / Ю. П. Орловский. – М.: Изд-во Контракт, 2009.
15. Орловский, Ю. П., Нуртдинова, А. Ф. Трудовое право России [Текст] / Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. – М.: Изд-во Инфра-М, 2010.