Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:31, реферат
Управление в сфере экологии и природных ресурсов является одним из достаточно важных сфер государственного управления и функционального воздействия органов исполнительной власти. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Введение 3
1. Режим недропользования 4
2. Административно-правовые основы режима недропользования в Российской Федерации 5
3. Становление и развитие административно-правового института недропользования 9
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Политехнический институт (филиал)
федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Северо-Восточный федеральный
Горный факультет
Кафедра Горного и нефтегазового дела
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы недропользования и лицензирования месторождений нефти и газа»
на тему: «Становление и развитие
режима недропользования в России»
Мирный 2012 г.
Содержания
Введение 3
1. Режим недропользования 4
2. Административно-правовые основы режима недропользования в Российской Федерации 5
3. Становление и развитие административно-правового института недропользования 9
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Управление в сфере экологии и природных ресурсов является одним из достаточно важных сфер государственного управления и функционального воздействия органов исполнительной власти. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Минерально-сырьевой комплекс во многом формирует основу экономики России. Он является одной из составляющих доходной части российского бюджета и валютных поступлений в казну государства и в значительной степени обеспечивает занятость населения. Добыча и переработка полезных ископаемых формирует основу экономического благосостояния жителей городов и поселков северных регионов страны и в целом народа Российской Федерации.
Богатства недр являются достоянием
не только настоящего, но и будущих
поколений россиян. Это должно учитываться
при проведении государственной
политики, в функционировании органов
исполнительной власти в сфере недропользования
и совершенствовании
Целью данной работы является проанализирование исторических аспектов становления и развития административно-правовых основ режима недропользования в Российской Федерации.
Режим недропользования имеет
системный характер и представляет
собой систему административно-
По стадиям изучения и освоения объектов недропользования:
1) правовой режим предоставления участков недр для целей их геологического изучения;
2) правовой режим предоставления участков недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых;
3) правовой режим предоставления участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
По объектам недропользования:
− правовой режим освоения месторождений углеводородного сырья (нефть, газ, газоконденсат);
− правовой режим освоения месторождений твердых полезных ископаемых (уголь, металлы и др.);
− правовой режим освоения драгоценных металлов и камней (золото, платина, алмазы и др.);
− правовой режим освоения месторождений подземных вод;
− правовой режим освоения
месторождений
По месту залегания полезных ископаемых:
− правовой режим изучения
и освоения участков недр, расположенных
на территориях субъектов
− правовой режим изучения и освоения участков недр, расположенных в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации [1].
Исходя из того, что современная
наука административного права
к основным элементам юридической
структуры административно-
В правоотношениях, складывающихся
в недропользовании, как и в
административно-правовых отношениях
в целом, выделяется субъект управления,
который в пределах своей компетенции
обязан реализовывать государственно-
К структурным компонентам правового статуса субъекта государственного управления следует отнести компетенцию и полномочия органа, которые в последующей детализации преобразуются в его функции. Полномочия также позволяют субъекту управления обеспечить:
- организацию внутренней деятельности государственных органов в сфере недропользования;
- регулятивное воздействие на деятельность подконтрольных субъектов правоотношений;
- реализацию ответственности и подчиненности подконтрольных субъектов; - реализацию органами геологического контроля государственно-властных полномочий.
Совокупность указанных
полномочий, функций, позволяющих государственным
органам реализовать
Административно-правовые
режимы образуются, как правило,
комплексом различного вида
На основе анализа
действующих в рассматриваемой
сфере правовых норм различных
отраслей законодательства, автор
пришел к выводу о том, что
наиболее эффективным
во-первых, режимное регулирование в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых создает условия для формирования специального порядка деятельности хозяйствующих субъектов в данной сфере, необходимые как для устойчивого решения задач в области обеспечения экономической безопасности государства, так и для нормального функционирования механизма геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых в интересах российского народа в целом;
во-вторых, публичное
управление в сфере
в-третьих, в рамках
административно-правового
в-четвертых, административно-
В силу направленности рассматриваемого
административно-правового
и защиту национальной экономики, автором предложено данный режим определить как административно-правовой режим недропользования.
Диссертантом выработано
понятие административно-
В работе подчеркнуто, что
процесс недропользования имеет
свою структуру и определенные стадии,
в этой связи понятие режима недропользования
является весьма общим понятием, не
отражающим достаточно точно предмет
правового регулирования. Для того
чтобы достичь точного
По стадиям административно-
- предоставления права пользования участками недр для целей геологического изучения;
- предоставления права пользования участками недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых [3].
История
правового регулирования
Эпоха правления Петра I стала переломной в развитии поисков, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, становлении законодательства о недрах, формирования системы органов государственного управления природными ресурсами. Именно в этот период были заложены основы государственной политики и определены приоритеты в сфере освоения и использования недр, которые сохраняют свою значимость и актуальность до настоящего времени [4].
В результате поиска оптимальной системы
организации государственного управления
в сфере недропользования в эпоху
Петра I была сформирована централизованная
система органов
В это
же время законодательно были закреплены
формы и методы административно
правового регулирования
Создание продуманной системы управления горным делом, формирование развитого законодательства в период XVII и начала XVIII века в сфере недропользования, привело к широкомасштабным геологоразведочным работам с привлечением лучших специалистов и использованием передовых технологий. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, строительство рудоперерабатывающих заводов стали важным элементом государственной политики, одним из существенных элементов стратегии государственного развития. Активная роль государства в сфере горных отношений позволила России за короткий промежуток времени проделать путь от страны – импортера полезных ископаемых до государства, независимого от зарубежных поставок, а впоследствии и до страны - экспортера.
Информация о работе Становление и развитие режима недропользования в России