Становление и развитие режима недропользования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:31, реферат

Описание работы

Управление в сфере экологии и природных ресурсов является одним из достаточно важных сфер государственного управления и функционального воздействия органов исполнительной власти. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Содержание

Введение 3
1. Режим недропользования 4
2. Административно-правовые основы режима недропользования в Российской Федерации 5
3. Становление и развитие административно-правового института недропользования 9
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.09 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Политехнический институт (филиал) федерального государственного автономного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Северо-Восточный федеральный университет                        имени М.К. Аммосова» в г. Мирном

 

Горный факультет

Кафедра Горного и нефтегазового дела

 

 

 
РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы недропользования и лицензирования месторождений нефти и газа»

на тему: «Становление и развитие режима недропользования в России» 

 

                                                         

                                                                    Работу выполнил: ст. группы НД-09

                                                                    Константинов А.В.

                                                                    Работу проверил: доц. каф. ГиНД

                                                                    Томская Л.А.

                                                                    Оценка _____________

                                                                    Дата защиты «___»__________2012 г.

 

                                                                        
                                                                  

 
Мирный 2012 г.

Содержания

Введение 3

1. Режим недропользования 4

2. Административно-правовые основы режима недропользования в Российской Федерации 5

3. Становление и развитие административно-правового института недропользования 9

Заключение 16

Список  использованной  литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление в сфере  экологии и природных ресурсов является одним из достаточно важных сфер государственного управления и функционального воздействия  органов исполнительной власти. Земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Минерально-сырьевой комплекс во многом формирует основу экономики  России. Он является одной из составляющих доходной части российского бюджета  и валютных поступлений в казну  государства и в значительной степени обеспечивает занятость  населения. Добыча и переработка  полезных ископаемых формирует основу экономического благосостояния жителей  городов и поселков северных регионов страны и в целом народа Российской Федерации. 

Богатства недр являются достоянием не только настоящего, но и будущих  поколений россиян. Это должно учитываться  при проведении государственной  политики, в функционировании органов  исполнительной власти в сфере недропользования и совершенствовании законодательства о недрах в качестве одной из основных целей, быть ориентиром в определении  баланса текущего потребления минеральных  ресурсов и создания резервов для  обеспечения потребностей будущих  поколений.                     

Целью данной работы является проанализирование  исторических  аспектов  становления и развития административно-правовых  основ  режима  недропользования  в  Российской Федерации.

 

 

  1. Режим недропользования

Режим недропользования имеет  системный характер и представляет собой систему административно-правовых режимов объектов и действий, которые  могут быть классифицированы:

По стадиям изучения и  освоения объектов недропользования:

       1) правовой режим предоставления участков недр для целей их геологического изучения;  

2)   правовой режим предоставления участков недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых;

3) правовой режим предоставления участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

По объектам недропользования:

− правовой режим освоения месторождений углеводородного  сырья (нефть, газ, газоконденсат);

− правовой режим освоения месторождений твердых полезных ископаемых (уголь, металлы и др.);

− правовой режим освоения драгоценных металлов и камней (золото, платина, алмазы и др.);

− правовой режим освоения месторождений подземных вод;

− правовой режим освоения месторождений общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, галька и др.).

По месту залегания  полезных ископаемых:

− правовой режим изучения и освоения участков недр, расположенных  на территориях субъектов Российской Федерации;

− правовой режим изучения и освоения участков недр, расположенных  в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации [1].

 

  1. Административно-правовые основы режима недропользования в Российской Федерации

Исходя из того, что современная  наука административного права  к основным элементам юридической  структуры административно-правового  режима относит: регламентацию деятельности в режимных сферах, систему разрешений, регистрацию определенных видов  деятельности отдельных категорий  лиц, обеспечение необходимого учета  и контроля некоторых видов деятельности, прямое запрещение отдельных установлений, применение различных видов ответственности  за нарушение действующих правил, а также административных мер  воздействия для предупреждения и пресечения нарушений при строгом соблюдении при этом установленных гарантий законных прав и интересов лиц, попавших в сферу действия того или иного режима, автором сделан вывод, о наличии данных элементов в регулировании отношений в сфере пользования недрами и наличии особого административно-правового режима недропользования [2].

В правоотношениях, складывающихся  в недропользовании, как и в  административно-правовых отношениях в целом, выделяется субъект управления, который в пределах своей компетенции  обязан реализовывать государственно-властные полномочия, таким субъектом являются Министерства природных ресурсов и  экологии Российской Федерации, Федеральное  агентство по недропользованию, Федеральная  служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 была отнесена к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

К структурным компонентам правового статуса субъекта государственного управления следует отнести компетенцию и полномочия органа, которые в последующей детализации преобразуются в его функции. Полномочия также позволяют субъекту управления обеспечить:

-  организацию внутренней деятельности государственных органов в сфере недропользования;

- регулятивное воздействие на деятельность подконтрольных субъектов правоотношений;

-  реализацию ответственности и подчиненности подконтрольных субъектов; -  реализацию органами геологического контроля государственно-властных полномочий.

Совокупность указанных  полномочий, функций, позволяющих государственным  органам реализовать административно-правовые режимы в сфере соблюдение всеми  пользователями недр установленного порядка  пользования недрами, требований стандартов (норм, правил) в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, ведения государственного учета  и отчетности осуществление геологического контроля за рациональным использованием и охраной недр, в том числе  на континентальном шельфе Российской Федерации, выполнения условий пользования  недрами, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр и образует их административно-правовой статус.

 Административно-правовые  режимы образуются, как правило,  комплексом различного вида нормативно-правовых  актов, которые обеспечивают правовое  регулирование отношений в этой  сфере, в том числе  отраслевого характера [2].

 На основе анализа  действующих в рассматриваемой  сфере правовых норм различных  отраслей законодательства, автор  пришел к выводу о том, что  наиболее эффективным средством  правового регулирования общественных  отношений, возникающих в сфере  недропользования, является его  административно-правовой режим.  По мнению диссертанта, необходимость  рассмотрения правового регулирования  в сфере недропользования через  призму административно-правового  режима обусловлена следующими  факторами:

во-первых, режимное регулирование в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых создает условия для формирования специального порядка деятельности хозяйствующих субъектов в данной сфере, необходимые как для устойчивого решения задач в области обеспечения экономической безопасности государства, так и для нормального функционирования механизма геологического изучения, разведки и добычи полезных  ископаемых в интересах российского народа в целом;

 во-вторых, публичное  управление в сфере недропользования  в современных условиях испытывает  потребность в особых регулятивных  свойствах административно-правового  режима его обеспечения. Это  позволит эффективно организовывать  деятельность Министерства природных  ресурсов и экологии Российской  Федерации, Федерального агентство  по недропользованию, Федеральной  службы по надзору в сфере  природопользования, Федеральной службы  по экологическому, технологическому  и атомному надзору, органов  государственной власти субъектов  Федерации согласно их компетенции;

 в-третьих, в рамках  административно-правового режима  недропользования субъекты правоотношений (хозяйствующие субъекты, граждане, федеральные органы исполнительной  власти и др.)

 в-четвертых, административно-правовой  режим недропользования позволяет  объединить и дифференцировать  административно-правовые нормы  и организационные меры, образующие  данный режим, в зависимости  от характера регулируемых общественных  отношений, целей и задач, стоящих  как перед федеральными органами так и перед органами государственной власти субъектов Федерации и иными органами государственного управления в сфере недропользования [2].

В силу направленности рассматриваемого административно-правового режима на обеспечение правового регулирования  пользования недрами,

и защиту национальной экономики, автором предложено данный режим  определить как административно-правовой режим недропользования.

Диссертантом выработано понятие административно-правового  режима недропользования. Административно-правовой режим недропользования определяется как совокупность правовых норм и  организационных мер, устанавливающих  определенный порядок предоставления права пользования недрами в  целях геологического изучения, разведки, добычи полезных ископаемых, строительства  подземных сооружений, а также  соответствующее поведение лиц  в сфере недропользования в целях  обеспечения минерально-сырьевой безопасности государства и его народа.

В работе подчеркнуто, что  процесс недропользования имеет  свою структуру и определенные стадии, в этой связи понятие режима недропользования является весьма общим понятием, не отражающим достаточно точно предмет  правового регулирования. Для того чтобы достичь точного правового  понимания его сущности, по мнению автора, необходимо четко определить его стадии и соответственно сформулировать понятие юридических конструкций  административно-правовых режимов  каждой его стадии, предложена их авторская  классификация.

 По стадиям административно-правовые  режимы недропользования можно  классифицировать как административно-правовые  режимы:

- предоставления права пользования участками недр для целей геологического изучения;

- предоставления права пользования участками недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых [3].

 

 

  1. Становление и развитие административно-правового института недропользования

История правового регулирования общественных отношений в сфере разведки и  добычи полезных ископаемых свидетельствует  о противоречивости подходов к ним  со стороны государства в разные исторические периоды и усилении частноправовых или публично-правовых начал в государственном управлении.

Эпоха правления Петра I стала  переломной в развитии поисков, разведки, добычи и переработки полезных ископаемых, становлении законодательства о  недрах, формирования системы органов  государственного управления природными ресурсами. Именно в этот период были заложены основы государственной политики и определены приоритеты в сфере  освоения и использования недр, которые  сохраняют свою значимость и актуальность до настоящего времени [4].

В результате поиска оптимальной системы  организации государственного управления в сфере недропользования в эпоху  Петра I была сформирована централизованная система органов государственной  власти, сосредотачивающая в себе все полномочия по управлению горным делом. 

В это  же время законодательно были закреплены формы и методы административно  правового регулирования общественных отношений в сфере недропользования.

Создание продуманной  системы управления горным делом, формирование развитого законодательства в период XVII и начала XVIII века в сфере недропользования, привело к широкомасштабным геологоразведочным работам с привлечением лучших специалистов и использованием передовых технологий. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, строительство рудоперерабатывающих заводов стали важным элементом государственной политики, одним из существенных элементов стратегии государственного развития.  Активная роль государства в сфере горных отношений позволила России за короткий промежуток времени проделать путь от страны – импортера полезных ископаемых до государства, независимого от зарубежных поставок, а впоследствии и до страны - экспортера.

Информация о работе Становление и развитие режима недропользования в России