Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:30, реферат
Довольно серьезный экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 года, привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения России. Негативные последствия кризиса всесторонне затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных граждан, банкротством различных организаций и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера
Введение ……………………………………………………………… ….….3
1. Понятие социального партнерства в сфере труда……………………...4
2. Основные принципы социального партнерства………………………..5
3. Стороны социального партнерства……………………………………..6
4. Формы социального партнерства………………………………… …....7
5. Анализ КЗоТ РСФСР и ТК РФ………………………………................9
Заключение…………………………………………………………… …...10
К сожалению, Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 1243 также не решил данной проблемы. Он не содержит норм, определяющих порядок участия государственных служащих в социально-партнерских отношениях. Более того, упоминание о возможности заключения коллективных договоров в системе органов государственной гражданской службы есть лишь в одной статье Закона, а именно в статье 45, предусматривающей, что гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней.
Для того чтобы избежать неоправданного ущемления прав данной категории работников, необходимы разработка и принятие специальных законов, определяющих для них особенности реализации норм Трудового кодекса, регламентирующих вопросы социального партнерства.
Впервые социальное партнерство как институт общей части трудового права получил прямое и полноценное законодательное закрепление в основном трудовом законе Российской Федерации - ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). ст. 3 (с последующими изменениями). В нем выделен специальный разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», включающий 33 статьи, объединенные в 7 глав.
По существу институт социального партнерства начал формироваться после отмены крепостного права с переходом России в конце XIX в. к рыночной экономике. Зачатки социального партнерства и законодательное его признание можно увязать с принятием таких законов Российской империи, как Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной и Устав о промышленном труде.
В Устав о промышленности в 1906 г. были внесены дополнения в виде гл. III «Об обществах», включающей отделение первое «Временные правила о професиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий», т.е. правила как для профессиональных обществ работников, так и работодателей (ст. 46-66 Устава).
5. Анализ КЗоТ РСФСР и ТК РФ
КЗоТ РСФСР 1922 г., принятый в период введения новой экономической политики (нэпа), допускавшей частное предпринимательство, предусматривал социальный диалог между профсоюзами как представителями работников и нанимателями, на основе которого в процессе коллективных переговоров заключались коллективные договоры, устанавливающие условия труда на конкретном предприятии (в организации).
Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем вопросам, которые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств, как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров).
Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5–13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субординация перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был пробел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).
Статьей 11 ТК установлено, что нормативные акты о труде обязательны на всей территории России для всех организаций, применяющих труд на основании трудового договора. Статья 12 ТК предусматривает действие актов трудового законодательства во времени, а ст. 13 – действие их в пространстве. Следует отметить, что раздел I “Общая часть” составлен с учетом достижений нашей науки трудового права. Так, например, в учебнике “Трудовое право России” (под ред. О. В. Смирнова. М., 2001) было указано многое по проблеме источников, что затем воспринято Трудовым кодексом. Каждый раздел ТК начинается со статьи “Общие положения”, дающей общую характеристику института данного раздела и его основные понятия.
Потребность в новом Кодексе ощущалась давно. Он урегулировал в соответствии с нынешними изменениями в сфере труда основные институты трудового права. В последнее время с развитием системы российского трудового законодательства стал все заметнее ощущаться пробел в КЗоТе, не предусматривавшем разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами по созданию трудового законодательства, а об его источниках в ст. 3 предусмотрена была всего одна фраза.
Новый Трудовой кодекс хорошо восполнил этот пробел. В нем четко указаны виды источников трудового права, их соподчинение (субординация), действие их во времени и пространстве, а ст. 6 разграничивает полномочия Федерации и ее субъектов по созданию трудового законодательства. Она предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
– основные направления государственной политики в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, основ их правового регулирования;
– обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
– порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
– основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
– порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
– принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и систему федеральных органов, осуществляющих этот надзор и контроль;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе возмещение вреда работнику по трудовому увечью;
– виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
– систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
– особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты трудового законодательства по другим вопросам труда, не отнесенным к компетенции Федерации. Если они устанавливают более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными актами, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то это обеспечивается за счет бюджета данного субъекта Федерации.
Статья 6 ТК предусмотрела в третьей и четвертой ее частях субординацию актов Федерации и ее субъектов. Локальные акты трудового законодательства принимает работодатель в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК). Коллективный договор, соглашение могут предусмотреть их принятие не с учетом мнения, а по согласованию с этими органами.
Локальные нормативные акты, принятые с нарушением указанного порядка или ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. В этих случаях применяются соответствующие нормы трудового законодательства.
Другим важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ – четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового нрава, регулирующая труд. Второй КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от первого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.
Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменялся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Законом от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответствии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была дополнена гл. III-A о содействии занятости и трудоустройству.
В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исключены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. “Об основах охраны труда в Российской Федерации” (СЗ РФ, 1999, №29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существенное значение имеют и такие Федеральные законы, как “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. №175-ФЗ, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12 января 1996 г. №10-ФЗ.
Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Конституции РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации и каждый его член, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов Федерации, а также по вопросам их ведения – Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.
Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.
И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, является именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.
В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:
Раздел I. “Общие положения”.
Раздел П. “Социальное партнерство в сфере труда”.
Раздел III. “Трудовой договор”.
Раздел IV. “Рабочее время”.
Раздел V. “Время отдыха”.
Раздел VI. “Оплата и нормирование труда”.
Раздел VII. “Гарантии и компенсации”.
Раздел VIII. “Трудовой распорядок. Дисциплина труда”.
Раздел IX. “Подготовка и переподготовка кадров”.
Раздел X. “Охрана труда”.
Раздел XI. “Материальная ответственность сторон трудового договора”.
Раздел XII. “Особенности регулирования труда отдельных категорий работников”.
Раздел XIII. “Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде”.
Раздел XIV. “Заключительные положения”.
Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).
Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).
В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.
Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательством. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:
– Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, впервые урегулировавший социально-партнерские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллективных договоров;