Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:30, реферат
Довольно серьезный экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 года, привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения России. Негативные последствия кризиса всесторонне затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных граждан, банкротством различных организаций и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера
Введение ……………………………………………………………… ….….3
1. Понятие социального партнерства в сфере труда……………………...4
2. Основные принципы социального партнерства………………………..5
3. Стороны социального партнерства……………………………………..6
4. Формы социального партнерства………………………………… …....7
5. Анализ КЗоТ РСФСР и ТК РФ………………………………................9
Заключение…………………………………………………………… …...10
2
ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
тема: «Сравнительный анализ социально-партнерских отношений в сфере труда по КЗоТ и ТК РФ »
Выполнила:
Проверил:
ВОЛГОГРАД, 2011
План:
Введение ……………………………………………………………… ….….3
1. Понятие социального партнерства в сфере труда……………………...4
2. Основные принципы социального партнерства………………………..5
3. Стороны социального партнерства……………………………………..6
4. Формы социального партнерства………………………………… …....7
5. Анализ КЗоТ РСФСР и ТК РФ………………………………................
Заключение……………………………………………………
Введение
Довольно серьезный экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 года, привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения России. Негативные последствия кризиса всесторонне затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных граждан, банкротством различных организаций и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера. Широкое распространение получила незаконная практика введения в организациях, предприятиях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Довольно часто допускались и такие грубые факты со стороны работодателей, как запрещение работникам создавать в своих трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Оценивая вышеназванные факты, нельзя не отметить, что они являются грубым нарушением конституционных трудовых прав и законных интересов граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.
Негативные последствия в сфере социально-трудовых отношений, вызывающие социальную напряженность в обществе, значительно усилили внимание высших руководителей Российской Федерации - Президента РФ Д.Медведева, Председателя Правительства РФ В. Путина и лидера Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) М. Шмакова к ситуации в сфере труда и активному совместному участию в обсуждении возникших вопросов, принятию неотложных мер организационно-правового характера по защите трудовых прав и интересов работников в связи с грубым нарушением норм трудового законодательства.
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.
1. Понятие социального партнерства в сфере труда.
Трудовые отношения являются важнейшей частью жизни всего человечества. Регулированием трудовых отношений занимается государство посредством принятия соответствующих нормативных актов, реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений в сфере труда, является социальное партнерство.
Социальное партнерство в сфере труда является важной частью отношений между работником и работодателем. Так как каждый гражданин на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работодателя, так и позицию работника, поэтому вопрос социального партнерства является очень важным.
Согласно ст.23 «Трудового кодекса Российской Федерации» социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[1]
Социальное партнерство представляет собой особый вид общественно-трудовых взаимоотношений, присутствующий только в рыночном обществе, обеспечивающий соотношение основных интересов различных социальных групп, а в первую очередь работодателей и наемных работников.
В систему социального партнерства входит:
- совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений;
- совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и других), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.
Ранее федеральное законодательство регулировало лишь отдельные аспекты социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).
Например, первым нормативно-правовым актом, направленным на создание системы социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, был Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".
В нем предусматривалось ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей.
Социальное партнерство, его правовое регулирование в кодификационном акте впервые нашло отражение в разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" ТК РФ.
ТК РФ - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства.
В разделе II ТК РФ содержатся наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права.
В статье 1 ТК РФ отмечено, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством.
Понятие социального партнерства дается в статье 23 ТК РФ.[2] В ней говорится, что социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.
Социальное партнерство в соответствии со статьей 26 ТК РФ может осуществляться на различных уровнях:
- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
-межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Государство занимает особое место в системе социального партнерства[3]:
1) именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства. Государство определяет правовое положение социальных партнеров - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;
2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;
3) государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.
При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задача - стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр. Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге - к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства.
Во-первых, эти органы могут выступать в качестве работодателей (если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества. Оно закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.
Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления необходим для того, чтобы работодатели брали на себя реальные обязательства, согласованные с собственником имущества и не ущемляющие интересы государства.
Во-вторых, органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство. Здесь речь идет о том, что ряд организаций различных организационно-правовых форм, объединенных единством территории, отраслевым признаком и пр., уполномочил орган государственной власти или орган местного самоуправления от их имени заключить территориальное, региональное или отраслевое соглашение. В таком случае правовой статус таких органов будет близок к статусу объединений работодателей соответствующего уровня.
В связи с особой актуальностью проблем совершенствования процессов социального партнерства еще до принятия Трудового кодекса в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны и приняты законы о социальном партнерстве.
Так, в г. Москве действует Закон от 22 октября 1997 года «О социальном партнерстве» (с последующими изменениями и дополнениями), определяющий правовые основы функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» // Ведомости Московской городской Думы. 1998. №1. Ст. 80.[4]
При применении данных законодательных актов следует учитывать положения статьи 6 ТК РФ, предусматривающие, что в случае если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам, применяется Трудовой кодекс РФ или федеральный закон. Это обусловлено положениями статьи 76 Конституции РФ, предусматривающей, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.