Социальные отпуска

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме «Социальные отпуска и их виды по законодательству Республики Беларусь».
Развитие социальной сферы в трудовых отношениях привело к тому, что не только на практике, но и на законодательном уровне было закреплено право работников на получение так называемых социальных отпусков, то есть тех, которые фактически не связаны с выполнением работником своих трудовых функций. Само название отпуска говорит о том, что причины его предоставления носят социальный характер.
Цель данной работы - анализ социальных отпусков.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
1. установить сущность понятия социальных отпусков в трудовом законодательстве;
2. выяснить виды социальных отпусков;
3. рассмотреть причины, условия и порядок предоставления социальных отпусков работникам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Социальные отпуска – конституционное право работника……...4
1.1. Понятия и основные виды социального отпуска……………......4
1.2 Основные отличия социального отпуска от трудового………....4
1.3Порядок предоставления социальных отпусков………………….7
2. Порядок предоставления социальных отпусков для отдельных
категорий работников………………………………………………… .10
2.1 Отпуск по беременности и родам………………………………...10
2.2 Отпуск по уходу за ребенком……………………………………..12
2.3 Отпуск в связи с обучением……………………………………….14
2.4 Социальный отпуск в связи с катастрофой
на Чернобыльской АЭС………………………………………………..18
2.5Отпуск по уважительным причинам личного
и семейного характера………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………...24
Литература………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Курсовая трудовое.doc

— 188.00 Кб (Скачать)
 

    При отказе нанимателя предоставлять отпуск в связи с обучением (когда  предоставление отпуска является его правом) работник может воспользоваться своим правом запланировать при составлении графика отпусков трудовой отпуск перед или в период прохождения текущей и итоговой аттестации, сдачи кандидатских экзаменов (абзац третий части четвертой ст. 168 ТК). После утверждения графика отпусков перенос трудового отпуска на время текущей и итоговой аттестации возможен только с согласия нанимателя [17, ст.37].

    При досрочной сдаче сессии отпуск в  связи с обучением может быть прерван, а работник — признан приступившим к работе приказом нанимателя на основании заявления работника с приложением заполненной учреждением образования справки-подтверждения.

      Отпуск в связи с обучением предоставляется на основании заявления работника с приложением справки-вызова из учебного заведения и оформляется приказом.

    Форма справки-вызова утверждена приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 04.04.1995 № 114. Справка-вызов состоит из двух частей:

  • первая часть (справка-вызов) заполняется учебным заведением с отметкой об успешности выполнения учебного плана и является основанием для предоставления отпуска;
  • вторая часть (справка-подтверждение) выдается на руки работнику незаполненной, заполняется

    учебным заведением по завершении сессии и  служит подтверждением использования работником отпуска по целевому назначению. 
 

    2.4Социальный  отпуск в связи с катастрофой

    на  Чернобыльской АЭС 

    Рассматриваемый вид социального отпуска относится к социальным отпускам, обязательным для предоставления нанимателем.

    Цель  данного отпуска — освобождение от работы в целях восстановления утраченного здоровья (реабилитации). Минимальная и максимальная продолжительность отпуска в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС — 14 календарных дней в течение календарного года. Согласно законодательству дробить указанный социальный отпуск на части нельзя, он используется однократно в течение календарного года. В силу ст. 183 ТК на следующий календарный год неиспользованный отпуск не переносится и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

    Следует подчеркнуть, что по общему правилу  части второй ст. 326 ТК на период регламентированного в ней социального отпуска заболевшим лучевой болезнью, инвалидам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС за работником не сохраняется средняя заработная плата. Ранее оплата за указанный отпуск компенсировалась за счет средств республиканского бюджета, предназначенных для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    В настоящее время наниматели на локальном  уровне в соответствии с частью третьей ст. 183 ТК могут принять решение о сохранении заработной платы за время нахождения в таком отпуске.

    Статьями 18 и 19 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 № 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон) предусмотрены льготы гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения), и участникам ликвидации других радиационных аварий в виде возможности получения социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году.

    Статьей 326 ТК определено, что социальный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году предоставляется следующим категориям работников:

       1)заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

       2)инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

       3)принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

            В соответствии со ст. 13 Закона к военнослужащим, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, относятся военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Комитета государственной безопасности СССР и БССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством бывшего СССР, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел бывшего СССР. 
Причинная связь увечья или заболевания, приведших к потере или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или 
смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными 
авариями устанавливается гражданам межведомственными экспертными 
советами по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, других радиационных аварий, и военно-врачебными комиссиями. 
Положение о межведомственных экспертных советах по установлению 
причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц,пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС,    других радиационных аварий, утверждается Советом Министров  Республики Беларусь. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2009 (в ред.
постановления Совмина от 16.07.2010 N 1069) «Об утверждении положений о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и о Государственном регистре лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

    Основанием  для предоставления социального отпуска, указанного в части второй ст. 326 ТК, является предоставление документов, подтверждающих, что работники:

   -являются заболевшими или перенесшими лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;

     -являются инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

     -участвовали в 1986-1987 гг. в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения) или были заняты в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе были временно направлены или командированы).

    Гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или статус потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2009 № 1170 «Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы».

    Указанным Положением определяется порядок:

    -установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации 
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других 
радиационных аварий;

    -выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверений потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, справок о работе участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах радиоактивного загрязнения, подтверждающих право на льготы, установленные Законом. 

    Для оформления социального отпуска  приказом   необходима ссылка на два основания: заявление работника  и документ, подтверждающий специальный   статус работника. Согласно ст. 10 Закона документами, подтверждающими право на льготы, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и справки, порядок выдачи которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Форма указанного удостоверения утверждается упомянутым органом, а формы справок — республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.08.2009 № 407 «О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан на льготы» предусмотрено с 1 января по 31 декабря 2012 г. провести обмен удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверения пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. Законодательно закреплено, что до завершения обмена, предусмотренного в п. 1 данного Указа, право на льготы гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, предоставляется в соответствии с удостоверениями участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Ввиду того что продолжительность данного отпуска без сохранения заработной платы не превышает 14 календарных дней, его использование не сдвигает рабочий год для предоставления трудового отпуска согласно п. 2 части второй ст. 164 ТК [2]. 
 
 
 
 
 
 

                2.5Отпуск по уважительным причинам личного

    и семейного характера 

    Одним из видов социальных отпусков согласно ст. 150 ТК является отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера (далее — отпуск по семейно-бытовым причинам).

    Целью предоставления указанного отпуска является удовлетворение семейно-бытовых потребностей. Порядок и основания предоставления отпуска по семейно-бытовым причинам регулируются ст. 149-152, 183, 189, 190, 212, 326, 347 ТК.

    В соответствии с частью второй ст. 183 ТК право на отпуск по семейно-бытовым причинам, как и на любой другой вид социального отпуска, не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации. Работающие по совместительству имеют право на отпуск по семейно-бытовым причинам на общих основаниях.

    По  общему правилу предоставление отпуска  по семейно-бытовым причинам является правом, а не обязанностью нанимателя. Уважительность причин личного и семейного характера оценивает наниматель. На практики уважительными причинами признаются:

  • смерть близкого родственника;
  • получение в соответствии с медицинским заключением путевки для санаторно-курортного лечения, срок которой превышает продолжительность трудового отпуска, — на недостающее время (с добавлением времени на проезд), а если трудовой отпуск использован, — на весь срок путевки (с добавлением времени на проезд);
  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • первый день учебного года для родителей учеников 1-4 классов;
  • обращение в медучреждение, не связанное с временной нетрудоспособностью [17, ст.43].

    Отпуск  по уважительным причинам личного и семейного характера относится к категории отпусков без сохранения заработной платы.

    Так, согласно ст. 189 ТК наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью  до  14  календарных  дней следующим категориям работников:

          1)женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

         2)ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;

         3)осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;

        4)инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;

        5)иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.

    Так, в силу ст. 326 ТК наниматель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней следующим категориям работников:

     -заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

     -инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

     -принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы [2, ст.326 п.2].

    Данный  вид отпуска предоставляется  в течение календарного года в период, согласованный сторонами. И хотя данная норма и предусмотрена законодательством в виде обязанности для нанимателя, принуждать работника к обязательному использованию этого отпуска он не вправе. Таким образом, основанием для использования кратковременного отпуска без сохранения заработной платы, который наниматель обязан предоставить работнику, будет являться заявление сотрудника.

Информация о работе Социальные отпуска