Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:54, реферат
В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства.
Введение
1. Место государства в социальном партнерстве
2. Роль государства в системе социального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерских отношениях
4. Государство как выразитель общей воли народа
5. Социальное партнерство и регулирование безработицы
6. Государственный минимальный социальный стандарт
Заключение
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место государства
в социальном партнерстве
2. Роль государства
в системе социального
3. Государство
и консенсус в партнерских
отношениях
4. Государство
как выразитель общей воли
народа
5. Социальное
партнерство и регулирование
безработицы
6. Государственный
минимальный социальный
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В мировой практике
все более рельефно проявляются
две основных модели государства
с различными их модификациями. Первая
— так называемая либеральная (монетаристская)
модель. Она основывается на минимизации
государственной собственности. И
соответственно — абсолютизации
частной, что предполагает резкое сокращение
социальной функции государства. Либеральная
модель основывается на принципе самовыживания,
формирования личности — независимой,
полагающейся только на себя, с определенной
системой нравственных понятий ("если
ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват").
К первой модели ближе всего государство
в США. В России эта модель настойчиво
внедрялась сначала правительством Гайдара,
а впоследствии — с некоторыми модификациями
— правительством Черномырдина.
Вторая модель
— социально-ориентированная. Она
основывается на свободном сосуществовании
различных форм собственности сильной
социальной функции государства. Социально-ориентированное
государство берет на себя целый
ряд общенациональных функций, например,
в области образования, здравоохранения,
пенсионного обеспечения. Оно в
большей степени защищает человека.
Вторая модель характерна в основном
для европейских, и в особенности
для скандинавских стран: Израиля,
Канады.
Наиболее концентрированное
выражение социально —
1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА
В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Социальная ответственность
государства проявляется в том,
что оно выполняет ряд
Выступая как
субъект социального
Именно государство,
и только оно, объединяет всех граждан
страны и способно (по этой причине)
представлять их общие потребности,
интересы и цели, выражать общую
волю народа, закреплять ее посредством
законодательства и иных форм правотворчества,
обеспечивать претворение ее в жизнь,
применяя самые разнообразные методы,
вплоть до прямого принуждения.
Государство едино
и единственно олицетворяет собой
"становой хребет" и одновременно
форму ("обруч") общества. Убери
государство — и развалится общество
на конкурирующие и борющиеся
между собой части, погрязнет
в бесконечных спорах, выяснении
отношений, утверждении каждым именно
своей "правды" в кровавых столкновениях
и даже в гражданских войнах. Ослабляя
его регулирующую, законотворческую
и правоохранительную функции, невозможно
прийти к цивилизованному социально
— ориентированному рынку. Место
государства в социальном партнерстве
определяется не только его общеэкономическими
функциями и регулирующей ролью.
Оно выступает в трех ипостасях:
собственника, законодателя и арбитра
(посредника). Государство продолжает
оставаться крупным собственником
и работодателем. В этом качестве
государство через органы исполнительной
власти выступает как равноправная
сторона переговоров, заключения соглашений
с другими субъектами социального
партнерства, регулирования социально—
Далее, роль государства
заключается, в частности, в разработке
соответствующего трудового и социального
законодательства. В настоящее время
правовая база социального партнерства
в России слаба. Развивая ее важно
систематически внедрять нормы международного
права, ратифицировать ряд конвенций
МОТ, предусматривающих более
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
Основные составляющие
политики государства в сфере
социального партнерства: согласование
между партнерами на высшем (национальном)
уровне основных направлений социально-
Социальность
государства в условиях формирования
рыночной экономики и гражданского
общества проявляется в том, что
оно берет на себя ответственность
обеспечивать соблюдение индивидуальных
свобод каждого гражданина и социальную
защиту отдельных социальных групп
и слоев. Формирование социального
государства тесно
Объективные условия
складываются таким образом, что
властные структуры, развивая систему
социального партнерства, должны постоянно
совершенствовать технологии и механизм
партнерских отношений. Как свидетельствует
современная практика, наибольшее распространение
в деятельности органов государственного
управления получили заключения договоров,
соглашений на основе достижения консенсуса
по важнейшим направлениям социально-экономического
и политического развития, путем
согласования интересов различных
групп, слоев и классов.
Консенсус в
партнерских отношениях проявляется
в следующих трех основных видах:
позитивный, т.е. достаточный для
предотвращения разрастания социальных
конфликтов, недопущения массовых социальных
волнений, войн; негативный, при котором
довольно высок уровень недоверия
между основными субъектами социального
партнерства; неоднозначный и обоюдоострый,
характеризуется устойчивой тенденцией
роста социальных конфликтов, забастовок,
массовых акций протеста.
3. ГОСУДАРСТВО
И КОНСЕНСУС В ПАРТНЕРСКИХ
ОТНОШЕНИЯХ
Ведущим фактором
достижения консенсуса в партнерских
отношениях является соблюдение законности
в действиях сторон, формирование
у них способности и умения
договориться между собой. Таким
образом, речь идет по существу о согласовании
позиций сторон при разработке и
осуществлении всей экономической
и социальной политики государства.
В ситуациях, когда необходимо проведение
срочных рыночных реформ, а в обществе
отсутствует политическая стабильность,
прочное трехстороннее согласие
становится первоочередной потребностью.
Достижение согласия в период реформ
позволяет осуществить их в соответствии
с коренными интересами общества
и уменьшает вероятность того,
что основная масса населения, поверив
обещаниям противников реформ, пойдет
за экстремистами левого или правого
толка.
Процесс согласования
и защиты интересов работников и
работодателей, предпринимателей может
осуществляться как непосредственно,
путем организации
Опосредованный
характер взаимодействия органов государственной
власти с общественными объединениями
выражается в том, что они, устанавливая
связи, фактически напрямую в большинстве
случаев не взаимодействуют с
членами профсоюзов, работниками
трудовых коллективов, всеми предпринимателями,
работодателями. Поэтому органы государственного
и муниципального управления должны
постоянно иметь в виду, каков
авторитет и влияние тех или
иных профсоюзов, общественных объединений
предпринимателей, их руководящих структур
среди трудовых коллективов, работников
отраслей, интересы которых они представляют.
Органы государственной
власти и местного самоуправления,
взаимодействуя в сфере социального
партнерства, выступают не только как
посредники или арбитры, осуществляющие
согласование интересов работников
и работодателей, но и как собственники
производственных мощностей, организаторы
производственного процесса и как
работодатели. По этому поводу продолжаются
споры, дается различная оценка роли
государства, властных структур в системе
социального партнерства. Чем же
должно заниматься государство? Выполнять
роль медиатора (посредника) или участника
и полноправного партнера в системе трудовых
отношений? В рамках российской модели
социального партнерства государство
выполняет роли и работодателя, и посредника,
в зависимости от удельного веса контрольного
пакета акций на предприятии, в акционерном
объединении или в отрасли.
Отмеченные обстоятельства
во многом определяют возможности, границы
деятельности и поведения как
институтов государственного и муниципального
управления, так и профсоюзов, и
объединений работодателей, предпринимателей,
в сфере взаимодействия с государством
по различным проблемам
4. ГОСУДАРСТВО
КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕЙ ВОЛИ
НАРОДА
Связи институтов
государственного и муниципального
управления с профсоюзами и объединениями
предпринимателей, работодателей можно
рассматривать с разных позиций:
с точки зрения согласования или
констатации общих целей
Объективно все
три стороны — властные структуры,
профсоюзы и объединения